28 ноября на аукционе в Лондоне Christie's предложит на аукцион полотно кисти Василия Верещагина под названием«Распятие
на кресте у римлян», сообщает пресс-служба аукционного дома. По
предварительной оценке экспертов, цена лота может составить
1-1,5 млн фунтов. Выручка от продажи картины пополнит целевой фонд
на приобретение новых работ Бруклинского музея.
Передавая картину аукционному дому, представитель Бруклинского музея пояснил:«После взвешенных обсуждений руководство музея пришло к выводу о том, что картина Василия Верещагина"Распятие
на кресте у римлян” выделяется из общего массива образцов
русского искусства конца XIX — начала XX века,
представленного в нашем собрании в основном творениями представителей
русского модерна и авангарда». На его взгляд, данная работа
заслуживает гораздо более богатой истории экспонирования, в то время
как в Бруклинском музее в последний раз она выставлялась в 1932 г.
Ссылаясь
на публикацию в газете New York Times от 14 октября 1888 г.,
представители аукционного дома напоминают, что в конце позапрошлого
века целый ряд картин Верещагина, включая эту работу, был привезен в
США по инициативе Ассоциации американского искусства, также
занимавшейся организацией выставки в Нью-Йорке, вслед за которой было
запланировано выставочное турне по другим городам. Все эти мероприятия
должны были предшествовать аукциону в Нью-Йорке. Выставки в Чикаго,
Сент-Луисе, Филадельфии, Балтиморе и Бостоне посетили сотни тысяч человек. Торги начались 17 ноября 1891 г. Согласно сообщению, опубликованному в газете New York Times на следующий день,«самая высокая цена была установлена на масштабное полотно"Распятие
на кресте у римлян”, относящееся к серии из трех работ,
продававшихся по отдельности». В 1899 г. она уже
выставлялась в Бруклинском музее, куда была передана во временное
пользование Джоном У.Брауном. Спустя семь лет была официально передана
в дар музею г-жой Лилой Браун в память о ее скончавшемся муже.
Это
монументальное полотно было написано Верещагиным в его парижской
студии. Отвергнув существовавшие традиции, согласно которым изображение
фигуры распятого Христа обычно размещалось в центральной части холста,
Верещагин рисует Спасителя, на которого падают лучи света, у правого
края полотна. Таким образом, внимание зрителя в первую очередь
сосредоточивается на изображении толпы.
Все три картины, входящие в трилогию, которую Верещагин называл«Око за око, зуб за зуб», объединяла одна тема смертной казни:«Распятие на кресте у римлян»,«Взрывание из пушек в Британской Индии» и«Казнь через повешение в России».