Выставка Николо Пиросмани открывается сегодня в Москве. Гениальный самоучка, рисовавший богатые застолья и ресторанные вывески, сам жил впроголодь и умер в нищете. В истории искусства он стал символом подлинности творческого дара, бескорыстия и честности. В экспозиции, получившей название «Семейный кутеж», представлены не только работы самого Пиросмани, но и рисунки, живопись, документы известных деятелей русского авангарда, открывших миру великого грузинского художника. Это братья Зданевичи и Михаил Ле Дантю.
Кутеж – распространенный сюжет в живописи Нико Пиросмани. Гуляки дореволюционного Тбилиси заказывали ему коллективные портреты. «Каждая из фигур на этой картине имеет свой характер, как у актеров в пьесе. Все это чрезвычайно тонко, с огромным вкусом и природным чутьем цвета и материала, живописи и жизни», – говорят в галерее.
«Обед тифлисских торговцев с граммофоном» из частного собрания. Работы Пиросмани в российских государственных музеях можно пересчитать по пальцам одной руки. Выставка «Семейный кутеж» открывает девятнадцать подлинных работ художника, ранее известных только специалистам. Портрет кинто – так в Грузии называют молодых гуляк – когда-то украшал тифлисский духан, а затем принадлежал Лили Брик. Образами таких красавцев изобилует грузинская фотография начала века. «Даже когда он не пользовался фотографией напрямую, он использовал ее как прием. Этот человек стоящий, он явно позирует. С одной стороны, есть в этом некоторая декоративность, с другой – он абсолютно точный психологически», – замечает куратор выставки Марина Лошак.
По фотографии в 1913 году Пиросмани написал портрет единственного своего заказчика из интеллигентной среды – поэта Ильи Зданевича. В том же году состоялась выставка «Мишень», на которой работы футуриста Зданевича и народного художника Пиросмани висели рядом. «Практически параллельно Анри Руссо показывал "Бубновый валет", а "Ослиный хвост" открывал Пиросмани для публики», – продолжает галерист.
Благодаря братьям-футуристам Зданевичам и художнику Ле Дантю живопись Пиросмани была признана высоким искусством. Авангардисты двадцатого века учились у него спонтанности, искренности и даже использованию слов в живописи. Для Пиросмани это было делом обычным, ведь ему часто заказывали вывески. Писал художник много и безотчетно. К сотруднику Музея Востока Наталье Апчинской часто обращаются по вопросам экспертизы ранее не известных работ Пиросмани. «Считалось, что сохранилось двести работ, последние годы их было больше», – поясняет она.
Чтобы атрибутировать работы Пиросмани, нет необходимости в рентгенограмме. Чаще, чем на холстах, он писал на черной клеенке. «Она была очень хороша для Пиросмани с его пристрастием к черному цвету. Пластичная, позволяла сохранить его вещи», – добавляет Наталья Апчинская. «Это был ремесленник, и в этом прелесть. Человек делал это, потому что это было его занятие, и он делал это лучше других. Это самая правильная стратегия для художника, как мне кажется», – считает Марина Лошак.
«Его лицо выражало тайную радость и большое удивление», – писал о Пиросмани один из его тифлисских современников. Эти чувства испытывает и тот, кто смотрит на его работы.
Пиросмани Нико (1862-1918)
Родился Николай Асланович Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, которое находится в Восточной Грузии (Кахетия), в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы. Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал в лавке. Однако в начале нового, XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов. Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры. Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков. Современник вспоминал, что "Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия...". За то, что он был всегда опрятно одет, был горд и независим, его часто называли "графом". Характер у Пиросмани был противоречивый и неуравновешенный. Одни помнили его словоохотливым, другие - замкнутым, одни утверждали, что он был доверчив, другие, наоборот,- подозрительным. В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. А в жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего". Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю. В начала 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер в полном одиночестве. Открыли Пиросмани в 1912 году молодые художники Кирилл и Илья Зданевичи. Зайдя в трактир "Варяг", они были покорены висевшими там картинами и захотели познакомиться с их автором. В 1913 году работы Пиросмани появились на московской выставке неопримитивистов "Мишень", на которой экспонировались произведения М.Ларионова, М. Шагала, Н. Гончаровой. С начала 20-х годов слава Пиросмани начала расти год от года. Теперь его знают во всем мире. Большинство из более чем 200 сохранившихся работ - изображения людей и животных. Пиросмани, хотя и жил в Тифлисе, с большим наслаждением писал природу, соотнося, гармонизируя с ней все свои образы. Его персонажи кажутся внешне спокойными, но все они полны внутреннего драматизма, это не просто конкретные образы, а типы - дворник, повар, шарманщик, крестьянин с детьми, ортачальские красавицы. Все они как будто позируют перед фотокамерой. Композиции Пиросмани очень четкие и статичные. Колорит строг и сдержан. А цвета часто приобретают символическое звучание. Вот что говорил об одной из своих работ сам Пиросмани: "Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни - это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех". В женщинах Пиросмани есть особая одухотворенность, они как бы предстоят перед какой-то высшей космической силой. Особое место в творчестве Пиросмани занимают образы животных. Иногда они более одухотворены и индивидуальны, чем образы людей. Художники заметили, что у животных Пиросмани человеческие глаза. Благородные олени, львы, то грозные, яростные, то совсем не страшные, нежный верблюд и кроткая лань - все они воплощают не только родство животных и людей, но и их полудемоническую, полубожественную природу. Столовые-духаны, как правило, украшались натюрмортами и сценами так называемых "кутежей", которые строились по одной, похожей на композицию "Тайной вечери" схеме. За покрытым скатертью столом лицом и боком к зрителям сидят пирующие - люди разных сословий. На столе - вертикали бутылок чередуются с дугами хлеба шоти и горизонтальными штрихами блюд с курицей, рыбой, овощами. Бурдюк с вином лежит перед столом. В этих "кутежах" - воплощенная Пиросмани идея единения. Однажды на заседании Общества грузинских художников он сказал: "Вот что нам нужно, братья. Посередине города, чтобы все было близко, нужно построить деревянный дом, где мы могли бы собираться. Купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить и говорить об искусстве..." Из сцен крестьянского труда Пиросмани чаще всего изображал молотьбу хлеба и сбор винограда. Есть среди его картин и свадьбы, храмовые праздники... Встречаются и композиции с философским подтекстом. Например, знаменитая картина "Бездетный миллионер и бедная с детьми" воспринимается как притча о равенстве всех перед высшим судом. У каждого своя беда, и нужно иметь силы преодолевать обстоятельства, нужно иметь силы жить. Искусствоведы отмечали, что образы Пиросмани не только отличаются внутренним единством, но и пластической целостностью. Создается впечатление, что для каждого элемента натуры он создает своеобразные пластические формулы. Например, длинный мазок - это струя воды, кольцо - это блюдо, золотой кружок - виноградина. Живопись Пиросмани строится на цветовых и световых контрастах. Движение от темных к более светлым краскам и пробелам создает эффект открытия сущности вещей, заложенной в них духовной энергии. Черный цвет фона у Пиросмани не воспринимается как цвет зла. Это, скорее, та непостижимая глубина, бездна, откуда рождается и куда после смерти исчезает все живое, чтобы через некоторое время возродиться вновь. Именно поэтому произведения Пиросмани часто ставят в один ряд с фольклорными и мифологическими творениями. Художник Ладо Гудиашвили как-то написал, что лицо Пиросмани "выражало тайную радость и большое удивление". Именно эти чувства вызывают у большинства зрителей его неповторимые полотна.
|