Реклама от Федерико Феллини, Вима Вендерса, Ридли Скотта, Вонг Кар Вая, Дэвида Линча и других знаменитых режиссеров
Отношения у большого кинематографа с рекламой довольно однозначные и, как бы это сказать, обычно однонаправленные. В прошлой серии мы уже разбирали причины, по которым возникла индустрия съемок известных актеров именно что в японских рекламных роликах, — равно как и причины, по которым индустрия накрылась. Реклама с точки зрения кинематографа — заведомо низкий жанр. Еще бы. Главный герой рекламного ролика — это так или иначе товар, заполняющий собой пространство высказывания и не оставляющий места для авторского высказывания. На деле эта ситуация, конечно, мало чем отличается от средней руки жанрового кино, где структура и содержание высказывания так же жестко (и как бы не жестче) определяется зрительскими привычками публики, результатами фокус-групп и ограниченностью продюсеров, – однако принято считать, что реклама все-таки хуже. Отчасти это связано с тем, что съемка рекламных роликов (и отчасти музыкальных клипов) — обычное начало карьеры для режиссера. С рекламы начинали не только автор «Шрека» и «Хроник Нарнии» Эндрю Адамсони создатель «300 спартанцев» Зак Снайдер, но, между прочим, и Брайан Сингер, снявший «Обычных подозреваемых» и два эпизода House.M.D. — не говоря уже о Тимуре Бекмамбетове, про которого вы и без меня все знаете. Пожалуй, сложные отношения любви-ненависти между кинематографом и рекламой лучше всего иллюстрируются тем фактом, что два наиболее значительных европейских фестиваля — рекламный «Каннские львы» и кинематографический Каннский фестивальпроходят в одном и том же городе.
Время от времени реклама пытается затащить на свое поле не только известных актеров, которые, понятно, первые претенденты на то, чтобы стать лицом какой-нибудь подходящей марки, но и режиссеров, чтобы они со своими кинематографическими талантами что-нибудь такое сняли. Получается далеко не всегда, потому что полный метр — это одно дело, короткометражка — другое, а клип на тридцать секунд или минуту — вовсе третье. Все эти вещи требуют владения совершенно разными кинематографическими языками и, если угодно, разных подходов к реальности. Кроме того, далеко не все режиссеры (и так измученные продюсерами) готовы отказаться от собственного высказывания в пользу товара. Последнее обстоятельство приводит иногда к появлению совсем уж странных гибридов. Но давайте по порядку.
1. Отношение Федерико Феллини к телевидению и рекламе со всей ясностью артикулировано в «Джинджер и Фред», где главных героев приглашают принять участие в телешоу, — однако сам Феллини снял три рекламных ролика: Campari Bitter, в котором речь напрямую идет о телевидении, причем, видимо, о телевидении будущего, полностью заслоняющем реальность, для пасты Barilla и три — для Banco di Roma, уже в начале 1990-х годов.
пасты Barilla. Кроме того, в рекламном портфолио режиссера, например, ролик для American Express, снятый в России. Мы, однако, будем смотреть ролик, рекламирующий музыкальную радиостанцию Bayern 4 Klassik, которая транслирует классическую музыку.
музыке, но не о рок-музыке, как это обычно бывает, а о классической. В ролике вовсе нет людей, как если бы они все превратились в невидимых ангелов из «Неба над Берлином», а только почти статичные съемки стандартной архитектуры современной Германии, где движение обозначают слегка колышащиеся ветви или едва раскачивающееся от ветра белье на веревке. Музыка превращает эти ничем не примечательные пригородные домики в крупнейшие концертные залы Европы, — одновременно останавливая в них время и перемещая их туда, где музыка, собственно говоря, и обитает, — в такую сумрачную разновидность плеромы, где, как правило, перемещаются и живут все герои Вендерса. И даже камера движется здесь так, как это часто бывает в его фильмах, — медленно взмывая снизу вверх.
3. Есть ощущение, что нам тоже пора немного переместиться во времени и пространстве — из Европы в США и чуть в прошлое, а именно в 1984 год, когда, как известно, Apple Macintosh уже умел то, чему MS Windows научилась в 1995-м. Именно тогда Apple Computers наняла Ридли Скотта для вывода на рынок нового персонального компьютера.
Бегущего по лезвию бритвы» (Blade runner), вышедшего на экраны всего двумя годами раньше. Вольно или невольно первая сцена с людьми, механически движущимися по тоннелю, весьма напоминает сцену с детьми, поющими «We don't need no education» из The Wall Алана Паркера, также снятого в 1982-м.
4. Просто пригласить знаменитого режиссера снять ролик — нехитрое дело. Есть и более сложные способы взаимодействия рекламы с кинематографом. Пожалуй, два самых известных примера подобного рода — это проекты Pirelli и BMW. И та и другая компания приглашает режиссеров снимать не рекламу, но и не просто кино, а нечто среднее — короткометражки. BMW удалось привлечь целых восемь известных режиссеров к съемкам фильма из восьми новелл The Hire («По найму»). Состав очень впечатляет: Джон Франкенхаймер, Энг Ли, Вонг Кар Вай, Гай Ричи, Алехандро Гонсалес Иньяриту, Джон Ву, Джо Карнахан и Тони Скотт. Все восемь короткометражек объединены фигурой водителя BMW (Клайв Оуэн), которого люди нанимают для того, чтобы он делал самую разную работу. Поначалу проект задумывался как исключительно сетевой, ролики выкладывались на сайт компании, но в итоге короткометражки приобрели такую популярность, что дело кончилось выпуском DVD. Смотрим историю Вонг Кар Вая, который также участвовал в съемках рекламы Dior и сотрудничал с крупнейшим японским рекламным агентством Dentsu. Параноидальный продюсер нанимает водителя следить за своей женой, похожей на всех женщин Кар Вая, вместе взятых, и не похожей ни на одну из них.
Черничных ночей», а машину мы целиком так ни разу и не видим. Полная победа режиссера над товаром. Второй проект такого рода — две короткометражки Pirelli — одну с Джоном Малковичем(в роли священника), а вторую — с Умой Турман(в роли Умы Турман) можно, как всегда, посмотреть на YouTube. Похожую историю «Потому что это я» запускает сейчас с российскими режиссерами «Иль де Ботэ».
5. Последний на сегодня ролик снят Дэвидом Линчем. Вообще говоря, он замечен в съемке рекламного ролика для сигарет Parisienneи в сотрудничестве с Гуччи, однако, видимо, самый правильный выбор сделала корпорация Sony, пригласив его снимать рекламу Sony Playstation 2 со слоганом «Другое пространство. Другие законы», который в точности описывает все, что Линч снимает (за вычетом разве что «Простой истории» и «Диких сердцем»). «Запутанные, — как сообщает нам «Википедия», — сюрреалистические и впечатляющие своей мрачностью картины». Ни прибавить, ни убавить.
здесь. Любопытно, что, будучи сняты через 10 лет после Twin Peaks, оба ролика выдержаны совершенно в стилистике сериала, а второй снят даже и в тех же декорациях. Возможно, Линч полагает, что для телевидения такое подходит лучше всего. Ну и, конечно, интересно было бы узнать, как называется персонаж, произносящий единственную реплику: «голова-курица» или «человек-цыпленок».
Эти пять роликов, разумеется, не исчерпывают историю взаимодействия знаменитых (и не очень) режиссеров со знаменитыми (и не очень) марками. Иногда такие ролики, как в случае с Macintosh, о-го-го как способствуют продажам. Обычно, как в случае со снятым Мишелем Гондри восхитительным роликом Smirnoff, — не очень. Полный метр и реклама — вещи, как известно еще со времен Джеймса Бонда, не взаимоисключающие, но не лучшим образом уживающиеся друг с другом. Зато, говорят, из ролика Гондри братья Вачовски стащили эффектный трюк с затормозившей пулей. А Blade runner вот сгодился на разрушение монополии Microsoft. Не симбиоз, конечно, но некоторая взаимная выгода налицо.
|