Ее называли «ураганом», «божественной» и одновременно «дьявольской» дивой. Жизнь величайшей оперной певицы ХХ века Марии Каллас связана с множеством тайн и загадок. Согласно разным источникам, днем ее рождения может быть 2, 3 или 4 декабря 1923 года. В любом случае, в этом году мир отмечаете 85 лет со дня ее рождения. Благодаря яркому таланту, огромной работоспособности, неустанному стремлению к совершенству Каллас сохраняла пальму первенства в своей профессии без малого двадцать лет. В 1977 году, когда ее не стало, газеты по всему миру вышли с заголовками: «Голос столетия замолчал навсегда».
Николай Цискаридзе в детстве был уверен, что похож на Марию Каллас. Особенно в профиль. Он знает все ее записи, бывал почти во всех квартирах и домах, где она жила. Даже свои балетные партии Николай исполняет с теми же акцентами, что проставила Мария Каллас. «В Нью-Йорке, когда я танцевал, один зритель подошел ко мне и сказал: "Я знаю, с кого вы делали "Кармен". Я спрашиваю: "И с кого?". Улыбаясь, он сказал: "Вы делаете ее акценты"», – рассказывает танцовщик. «Я всегда вспоминаю ее фразу, она очень действенна для меня. Когда ее спрашивали о конкуренции, она очень четко ответила: "Когда найдется певица, которая будет петь тот репертуар, что и я, и так, как я его пою, тогда я буду беспокоиться"», – добавляет Цискаридзе.
Голос Марии Каллас не был технически безупречным. Многих он даже раздражал своей резкостью, особенно поначалу. Однако в чем Марии не отказывал никто и никогда, так это в ее артистизме. Первым и лучшим ее учителем был режиссер Лукино Висконти. Он вспоминал, как однажды добрая публика закидала певицу не цветами, а овощами. «Она поняла, что то, что бросали, было больше, чем цветы. Она подобрала их и присела в глубоком поклоне», – вспоминал Висконти.
Отношения Марии Каллас и прессы – это отдельная история. Газетные публикации глубоко ранили певицу. Она подолгу восстанавливалась после них, а журналисты не стеснялись и называли Каллас «тигрицей». Однажды в Риме Каллас должна была спеть «Тоску». Собрался весь итальянский бомонд. Однако после первого акта певица решила не продолжать свое выступление. Она была нездорова. Этого ей не простили. Газеты всячески превозносили капризность и непредсказуемость примадонны. Но она не была такой.
Когда певица встретила свою настоящую любовь – Аристотеля Онассиса – она, не задумываясь, развелась со своим прежним мужем и бросилась в сражение за энергичного сибарита-миллионера. За год она похудела на 37 килограммов, стала изящной, как Одри Хепберн – идеал женской красоты для Марии Каллас. Но, несмотря на все усилия, Каллас проиграла свое сражение. «Каллас, после того как ее осчастливил Онассис, перестала заниматься, бросила петь и хотела быть только с ним. Я думаю, это была большая ошибка. Я предостерегаю от этого своих учеников», – признается народный артист СССР Зураб Соткилава.
Большая сцена не прощает таких отпусков. «Это рутинная работа», – говорит Соткилава. Этому он учит и своих учеников. И все же до сих пор те оперы, в которых когда-то пела Мария Каллас, не поддаются восстановлению. «Должно вырасти еще одно поколение, которое не помнит примадонну, ее голос и ее глаза», – убежден Зураб Соткилава. «Посмотришь на эти глаза – и умираешь от восторга. Сколько в этих глазах мысли, чувственности, обаяния и любви», – замечает он.
Мария Каллас последние дни жизни провела в Париже в полном одиночестве. Она была 53-летней женщиной, потерявшей свой голос, а вместе с ним и интерес к жизни.
Божественная примадонна Мария Каллас
2 декабря 2008 года исполнилось 85 лет со дня рождения Марии Каллас. Этот фильм был создан спустя 30 лет после смерти Каллас. Забытая теми, кто когда-то боготворил ее, она ушла из жизни в 53 года. «Вы с легкостью уничтожаете своих идолов. Вы их создаете и забываете, что ваш бедный кумир может заболеть или в его жизни может быть сложный момент», - говорила Мария Каллас в одном из интервью.
Прах певицы был развеян над Эгейским морем, а все имущество (вплоть до очков и других личных вещей) распродано на двух аукционах. Проект по созданию музея греческой певицы так и не был реализован. После смерти Марии Каллас о величайшей оперной диве XX века нам напоминает только ее божественный голос, сохранившийся в записях и сердцах миллионов поклонников.
«В этом мире ей всегда не везло», - считают создатели фильма о Марии Каллас продюсер Фредерик Люзи и режиссер Филипп Коли. И рассказывают историю ее жизни - от блистательного начала до трагического конца. Авторы ленты попытались максимально точно передать события жизни Каллас, ее триумфы и разочарования, воссоздать все подробности личной катастрофы певицы, ее постоянную борьбу с публикой за право быть самой собой.
Создатели фильма собрали единственную в своем роде коллекцию предметов, принадлежавших певице. Уникальные фотографии из личных архивов, любительские съемки, дебютная запись певицы на радио, единственный мастер-класс певицы в Джульярдской школе, – все это будет впервые показано на телеэкране.
Авторы смогли воссоздать и многие из, казалось бы, навсегда потерянных спектаклей. Наиболее известные партии Каллас в театре «Ла Скала» 1950-х годов, которые и принесли ей славу, не сохранились в записях. В фильме показаны оригинальные платья Каллас, созданные по картинам Веласкеса и Облейна, наброски декораций, фотографии - все то, что воссоздает образ великой певицы и актрисы. Фильм «возвращает к жизни» ее оперные партии в «Анне Болейн» Доницетти, «Сомнамбуле» Беллини, «Доне Карлосе» Верди так же, как когда-то сама Мария Каллас своим искусством вернула публике забытые оперные шедевры, например, оперу «Медея» Керубини.
«Прежде чем спеть фразу, нужно изобразить ее на лице, чтобы передать публике верное настроение. Надо подумать об этой фразе, прочувствовать и только потом спеть ее. В этом и заключается искусство бельканто. Необходимо дать публике возможность угадать ваши мысли, прежде чем она услышит ваш голос», - раскрывает в фильме секреты своего мастерства Мария Каллас.
Чтобы завоевать титул божественной примадонны, недостаточно быть только блестящей актрисой и обладать отличным голосом. Нужно стать и первой светской леди. О том, как Каллас из полной женщины, страдающей булимией, превратилась в утонченную кокетку с превосходными манерами и завоевывала титул самой элегантной женщины в мире, рассказывает еще один фрагмент ленты французских документалистов.
Судьба ее похожа на оперную драму, а сама она - будто сошедшая со сценических подмостков Норма. «Мне нравится образ Нормы, - говорит в фильме Мария Каллас. - Не могу сказать, что она во всем похожа на меня. Правда, у нас с ней сильные характеры. Она воплощает в себе жертвенность. Травиата и Норма приносят себя в жертву любви. И этим очищают свою душу».
|