Режиссер Алексей Попогребский явно не ищет легких путей в искусстве. Сейчас он заканчивает работу над фильмом «Последний день», действие которого происходит на полярной метеостанции. Снималась картина вовсе не в студийных павильонах, а на Крайнем Севере. Три месяца режиссер, актеры и оператор провели в таких же условиях, как их герои. Впечатлениями от экстремальной творческой командировки Алексей Попогребский и исполнитель одной из главных ролей Сергей Пускепалис поделились с нами.
Месяц назад Попогребский и Пускепалис вернулись с Чукотки. Съемки закончены, но подробности сюжета хранятся в секрете. Известно только, что два героя – опытный начальник метеостанции и стажер – оказались в суровых жизненных обстоятельствах. «Самое для меня интересное, что самые непривычные обстоятельства превращаются в быт. Вот быт человека в экстремальных обстоятельствах для меня интересен. Как война, блокада», – говорит режиссер.
Попогребский хотел снимать при полном погружении в кинореальность. Самая крайняя точка Чукотки, метеостанция Валькаркай. До ближайшего населенного пункта добираться пять часов на вездеходе. С собой брали все: от продуктов до электрогенераторов, а также три комплекта сценических костюмов. В них артисты и жили вне кадра. Две недели они обживали заброшенный дом на станции. Поработали столярами, электриками, плотниками. Научились ценить даже самое малое – даже чашку горячего чая. «Отсутствие зазора между кадром и закадром – это уникально. Если в кадре что-то напоминает, то так оно и было», – рассказывает Сергей Пускепалис.
Ставку на красивые виды не делали. Главное – психология, отношения между героями. Но природа сама подыгрывала, а иногда и диктовала. «Вдруг дождь прекратился, и прилетели комары. Их – миллиарды. Ко второму дублю еще больше. Сцена стала еще более острой», – продолжает актер. Партнером Пускепалиса по фильму стал Григорий Добрыгин – студент РАТИ. Его утвердили всего лишь за месяц до экспедиции. В командировке он продолжал учиться. «Сейчас Шекспира читаю – семестр Шекспира», – замечает Григорий.
Пускепалис, как оказалось, вырос на Чукотке, и север для него не в новинку. Испытанием стали моменты простоев. «Сложно было, когда не в кадре. Нашел применение – стал истопником, компьютерщиком», – поясняет он. Снимали современной американской камерой RED. Без нее творческая работа в такой экспедиции была бы невозможна, как и без сплоченной команды. «Это был очень мощный человеческий опыт. Все на фильм ехали работать, но еще и чтобы для себя что-то получить», – заверяет Алексей Попогребский.
Пожалуй, картина Попогребского станет одной из первых лент, полностью снятых в аутентичных условиях. Никаких павильонных досъемок не будет. Название «Последний день» тоже поменяется. Оно станет более емким, под стать содержанию сценария и вложенным усилиям.
|