Новое поколение театральных режиссеров, как и положено молодым, довольно активно осваивает пространство сцены. Причем рамки их творчества не ограничиваются театральными подмостками. Сегодня спектакли так называемых «док-театров» могут идти в цехах заводов, на стройках и в подземках. Чем экстримальнее условия, тем интересней процесс, считают молодые новаторы. Кстати, в этом году даже премия «Золотоая маска» сменила название номинации «Новация» на «Эксперимент». Один из претендентов на главную национальную театральную премию – нашумевший спектакль «Ликвидация» в постановке «Liquid theatre». Правда, увидеть постановку практически невозможно.
Актёры «Liquid theatre» Андрей и Алексей, осваивают новое пространство. Один из цехов «Фабрики», давно ставшей центром современного искусства, может стать площадкой, куда вольется очередной эксперимент. Именно вольется, ведь «Liquid» на русский язык можно перевести как «жидкий» или «текучий». «Театр, пребывающий в агрегатном состоянии жидкости, которому театральная коробка не важна. Он втекает в любое пространство», – поясняет актер Андрей Смирнов.
Жидкость всегда принимает форму сосуда, в котором она находится. Так и спектакль «Ликвидация» всякий раз меняет свою концепцию и идею в зависимости от площадки, на которой его играют. Определенной литературной основы здесь нет. Главные составляющие – свет, живое музыкальное сопровождение и спецэффекты. «Как у Полунина "Снежное шоу". Я не говорю, что у нас, как у Полунина. Он тоже состоит из набора миниатюр на определенную тему. Эмоциональное ощущение зритель считывает», – замечает режиссер, актер Алексей Жеребцов.
Предупредить публику об опасности актеры считают своим долгом. Вдруг кто-то пришел расслабиться в мягких театральных креслах, а тут надо ухо держать востро. То и дело лампочки бьют, искрами сыплют, а в конце и вовсе появляются «Огненные люди», и горит всё синим пламенем.
Большинство участников проекта имеют профессиональное театральное образование. Алексей Жеребцов под псевдонимом Скуратов работает в театре «Ленком». Марк Захаров пока ничего не знает об экспериментах молодого артиста. Какова будет реакция мастера, Алексей даже не представляет. «Скоро уже придется ему рассказать, покаяться», – понимает он.
Академическая школа дает навык, но не дает актеру возможности самовыражаться. Чтобы работать в «Liquid theatre», не достаточно быть просто актером. Нужно быть погруженным в процесс на все сто процентов.
По правилам «Золотой маски» премия присуждается спектаклю, премьера которого состоялась в прошедшем театральном сезоне. По этим параметрам «Ликвидация» явно не проходит. Этот спектакль был создан почти пять лет назад. Но если учесть, что каждый спектакль – это эксперимент, трансформирующий представление до неузнаваемости, тогда все законно.
|