Обидеть художника может всякий. Например, актуальных художников принято уличать в подмене профессионального мастерства эпатирующими головоломками, а сотрудников музеев и представителей других академических учреждений нередко обвиняют в негостеприимстве по отношению к бунтарям, за которыми – будущее. Однако уходящий год доказал, что бунтари не опасны, музеи не консервативны, а главное, с прекрасным теперь можно вступить в непосредственный контакт.
На Раушской набережной, через дорогу от Кремля, крутят видеоарт. Современное искусство живет не только в галереях, на аукционах и ярмарках. Демократичное по своей сути, оно может быть элементом среды. Эта актуальная на Западе тенденция начинает приживаться и в России.
Выставка современного искусства «Будущее зависит от тебя» прошла в новосибирском аэропорту. Один из самых интересных кураторских проектов года под названием «Русское бедное» собрал работы диссидентов гламура в здании пермского Речного вокзала. Художник Николай Полисский, который тоже выставлялся на «Русском бедном», продолжает проводить лучший в стране фестиваль лэнд-арта «Арх- стояние» в калужской деревне Никола-Ленивец.
В городскую среду активно внедряются различные биеннале. В этом году появилось два новых форума. Московская архитектурная быеннале выросла из «Арх-Москвы», а биеннале «Стой! Кто идет?» – из одноименного фестиваля молодого искусства. Уже в седьмой раз в Москве прошла Фотобиеннале.
Экспозиционная тенденция года – музеификация советского искусства, которое раньше называлось неофициальным. Главным событием в этом ряду стала Московская ретроспектива Ильи Кабакова. Наконец-то, российские зрители смогли живьем увидеть инсталляции современного русского художника мировой величины.
Масштабная ретроспектива другого нонконформиста, участника бульдозерной выставки и создателя лианозовской группы Оскара Рабина прошла в Третьяковской галерее.
Ретроспектива художника того же поколения Бориса Орлова, археолога и философа имперской темы, прошла в Московском музее современного искусства. Проект Бориса Орлова вошел в шорт-лист номинантов на Премию Кандинского. Церемония награждения показала, насколько светским и будоражащим общественное мнение может быть современное искусство. Результаты награждения вызвали шквал критики и рассуждений о политическом искусстве в России.
Весь год художественную общественность тревожили слухи о том, что на месте ЦДХ, в котором находится и постоянная экспозиция Третьяковской галереи, может вырасти коммерческий комплекс. В декабре члены Общественной палаты приняли проект решения, по которому эта зона должна приобрести особый охранный статус. Проект, к сожалению, носит всего лишь рекомендательный характер. Выстоят ли художники перед натиском больших строек, покажет время.
Среди экспозиционных удач Третьяковской галереи в этом году – ретроспектива Владимира Боровиковского. Удивительно, но это первая персональная выставка одного из пяти художников, представляющих русскую школу в Лувре. Отдел новейших течений не провел в этом году ни одной выставки. Все его сотрудники заняты учетом и описью единиц хранения.
Самый классический и элитарный музей страны – Музей изобразительных искусств имени Пушкина – в этом году перевыполнил план по просветительской деятельности. Пять эпохальных выставок: японской ксилографии из собственного собрания, немецких экспрессионистов из берлинского музея «Мост», сравнительная выставка итальянских и русских футуристов и две роскошные персональные экспозиции – Альберто Джакометти и Уильяма Тёрнера.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина в этом году отмечал 110 лет со дня закладки первого камня в свой фундамент. Со строительством связаны и планы музея на будущее. Вокруг основного здания должен вырасти целый музейный городок. Конкурс на проект реконструкции должен был состояться в этом году, но перенесен на следующий. Пока известно только то, что перспективный проект представил Норман Фостер.
Строительство музеев нового типа, современных площадок для современного искусства – в 2008 году этот вопрос был актуален. Состоялся пафосный международный конкурс на строительство музея современного искусства в Перми. Победил молодой российский архитектор Борис Бернаскони. Увы, как и в случае с проектом Доменика Перро «Мариинка-2», победа не означает реализации проекта. Несмотря на эту странную тенденцию, международные архитектурные звезды продолжают попытки строить в России. Их макеты выставлялись в русском павильоне на Архитектурной биеннале в Венеции.
Антипод звездной архитектуры – демократичная архитектура доступного, но не массового жилья, стала главной темой Первой московской архитектурной биеннале. Если среди самых позитивных событий в области архитектуры за последний год называют Первую московскую архитектурную биеннале, то события самые негативные связаны с охраной памятников архитектуры. Сняты леса с московского Военторга. Он вышел из реконструкции, совершенно утратив свой исторический вид. Такое отношение к памятникам можно наблюдать непосредственно из окон Музея Архитектуры.
Наступивший финансовый кризис, возможно, помешает активно сносить и агрессивно реконструировать. А вот для арт-рынка кризис вряд ли будет благотворен. Как отреагируют на этот вызов художники и архитекторы, музейщики и защитники наследия, узнаем в следующем году.
|