К победам российских школьников на олимпиадах по математике, физике и другим естественнонаучным дисциплинам все уже привыкли. Не исключено, что в ближайшем будущем мы так же будем радоваться успехам юных искусствоведов, культурологов, музыковедов. В конкурсе «Художественная жизнь Москвы XIX века» приняли участие ученики столичных музыкальных школ. На эту тему они создали любительские фильмы, семейные альбомы, музыкально-литературные композиции. Результаты получились самые неожиданные. Впервые детские работы передадут в музеи, а некоторые даже будут изданы.
Фильм двенадцатилетней Ирины Костенко называется «Осенняя элегия». Он посвящен судьбе русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Ира учится в известной московской школе имени Ипполитова-Иванова, и в деле создания художественных произведений у нее уже есть опыт. «Для своей школы я уже делала несколько раз и альбомы, и какие-то композиции. Мне показалась интересной идея фильма, потому что в школе нам идей фильма не предлагали», – говорит Ира.
Зато такую идею предложили в детской музыкальной школе имени Алексеева, где впервые прошел конкурс детских работ общекультурного значения. На суд жюри были представлены десятки художественных произведений. Первую премию получили две девочки: Ирина Костенко за фильм о Мамонтове и Настя Стамбровская из старейшей московской школы имени Глиэра, которая сделала альбом, посвященный жизни нотоиздателя Петра Юргенсона. «Альбом – потому что с детства любила альбомы, а тема "Юргенсон как личность и как издатель" – потому что у нас случайно оказались ноты Юргенсона и захотелось побольше узнать о жизни и деятельности этого человека», – рассказывает Настя Стамбровская.
Простой в исполнении, альбом неожиданно поразил не только членов жюри, но и потомков нотоиздателя, которые специально приехали на конкурс. Настя, работая в московских музеях и архивах, обнаружила забытые факты из жизни Юргенсона и нашла его фотографию, которой не было даже у членов семьи. Теперь альбом хотят издать. «Он, несомненно, достоин публикации. Издательством Юргенсона или издательством "Композитор" это будет обязательно осуществлено», – заверяет правнук нотоизбателя Петр Юргенсон.
«Может быть, здесь главный момент не творческий, а нравственный. Потому что в конкурсе смогли принять участие те ребята, которые не одарены яркими исполнительскими талантами. Но почувствовать вкус к творчеству и, самое главное, почувствовать интерес к истории русской музыки – эта идея не должна быть забыта», – считает профессор Московской консерватории, председатель жюри Ирина Степанова.
Конечно, создавать работы детям помогали их родители. В этом и заключалась идея устроителей конкурса – возродить забытые традиции семейного творчества и объединить разные поколения в желании исследовать и создавать.
|