На премьере балета «Каменный цветок» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко лишний билетик спрашивали за квартал. Такого с этим театром не случалось, наверное, со времен Станиславского и Немировича-Данченко. Причина ясна – имя балетмейстера Юрий Григорович.
Зритель любит Григоровича, и это факт, а факт, как писал Булгаков, – самая упрямая в мире вещь. В антракте то и дело слышалось: «А вот помню, в 1957 году, когда он первый раз это поставил в Ленинграде...» «А помните Плисецкую - Хозяйку Медной горы?» Когда на поклонах Григорович появился среди молодых артистов, весь зал встал, приветствуя своего любимца.
Идея возобновить в новой редакции Григоровича балет Прокофьева «Каменный цветок» не привлекла руководство Большого театра - непонятно почему. Ведь до сих пор по миру Большой ездит с балетами Григоровича. Многократно обруганные чрезмерно усердной критикой, тем не менее эти балеты - единственный востребованный в мировой культуре актив Большого театра. Что ж, дирекция театра имени Станиславского и Немировича-Данченко оказалась куда более благоразумной и получила зрительский ажиотаж в полном объеме.
С десяти утра до десяти вечера, почти каждый день, Юрий Григорович был в театре, на репетициях, к вящей радости труппы, у которой при Григоровиче ничего никогда не болело и не ломалось. Этот авторитет создан не газетными статьями - а десятилетиями великолепной работы.
Завершающийся год был нелегким для балетмейстера. Он тяжко переживал смерть своей жены Натальи Бессмертновой, с которой было прожито без малого сорок лет. Звериное рыло жизни высунулось и в некрасивой истории после смерти Н. Бессмертновой: ее родственники собрались подать в суд на якобы причитающееся им наследство. Но Григорович просто отдал им дачу, не желая никаких грязных разборок. Второго января ему исполняется 82 года. Кроме работы, его ничего больше не интересует.
«Каменный цветок» Прокофьева в постановке Григоровича - классически ясный русский балет с четким сюжетом и внятными героями. Конечно, в труппе Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко нет ослепительных индивидуальностей и мегазвезд, однако и Г. Смилевски (Данила), и Н. Крапивина (Катерина), и особенно О. Сизых (Хозяйка Медной горы), и А. Домашев (Северьян) старательно и вдохновенно осваивали рисунок Григоровича. Прекрасно прошли массовые сцены - и кристаллически совершенные по замыслу балетмейстера танцы самоцветов Медной горы, и народный разгул с цыганами и скоморохами на ярмарке. «Каменный цветок» в трактовке Григоровича пронизан мыслью о равнозначной, но разноприродной красоте живой и неживой природы, которые соперничают друг с другом в душе художника. А та, что сочетает в себе и то и другое - Хозяйка Медной горы, - чудо. и острая, причудливая, гротескная партия Хозяйки, созданная Григоровичем, это чудо воплощает. Восхитительная партия Хозяйки Медной горы принадлежит к числу так называемых абсолютных решений, после которых уже не представить какое-либо другое. Собственно говоря, достаточное количество «абсолютных решений» и делает мастера искусств классиком, и этого звания у Григоровича никому отнять не удастся.
Его зовут в Прагу, в Лондон... На свете еще есть места, где ценят мастеров, носят их на руках, просят - а вот вы у нас что-нибудь... может быть, к нам завернете...
Отечество наше к таким местам причислить трудно.
|