С Александром Анатольевичем ШИРВИНДТОМ – художественным руководителем Театра Сатиры, известным актером, режиссером – мы встретились в канун Нового 2009 года. Перед самым началом спектакля «Орнифль», в котором Ширвиндт играет главную роль. Он всегда пунктуален, несмотря ни на какие форс-мажорные обстоятельства. И всегда остроумен.
Александр Анатольевич, вы репетируете «Кабалу святош» Булгакова. Когдато в спектакле Эфроса вы играли короля Людовика. Сейчас играете Мольера. Между ними - долгий путь...
- Путь, наверное, очень естественный и логичный. Когда я играл короля у Эфроса, извини меня, какихнибудь (страшно вспомнить!) 40 лет назад, то, естественно, чувствовал себя как кум королю. Был молодой, хорошенький, при замечательном режиссере, шикарно одетый. Был сладенький, очень ироничный, бесконечно нахальный. Когда ктото обращался к королю: «Ваше величество», я говорил: «Ау»... И вот постепенно дополз до зависимого, несчастного, стареющего, комплексующего Мольера. Конечно, житуха у него была несладкая. Что такое иметь свой театр, им руководить и при этом в нем играть - я знаю наизусть. Когда Мольер кричит, что он окружен врагами, это единственная реплика, которую я хочу сыграть искренне.
- Реплику не вырежете?
- Ни за что! Все эти взаимоотношения художника и власти никуда не делись. Они трансформировались от полного кошмара и деспотизма до якобы полной свободы - параметры те же. Думаю, тема «художник и власть», «художник и государство», «худрук и труппа», «старый начальник и молодая актриса» - это все никуда не девается.
- И у вас в театре?
- Почему труппа меня долго терпит... 8 лет! Два старых президентских срока! Я сижу в кабинете, пытаюсь чтото делать. А потом спускаюсь этажом ниже. И вместе с ними обсуждаю, сколько это безобразие может продолжаться. «Он совершенно о...л!» - показывая наверх (гримерные в Театре Сатиры на третьем этаже, а кабинеты руководства - на четвертом. - О.Г.). То есть когда я работаю артистом, я стопроцентно на их стороне. Тут, конечно, есть какоето смещение по фазе, но зато я знаю все, что происходит на третьем этаже (смеется). Иногда я даже во главе интриг. А в основном все так же, как у Мольера.
- Вам не кажется, что пьеса устарела?
- Есть немножко. Дело в том, что у нас нет сегодня такой жуткой цензуры. Делают что хотят. Другое дело, как делают и зачем. Но чтобы за каждое слово нужно было ползать на коленях - такого нет. Но пусть знают, к чему мы идем. Или - от чего мы пришли. Мольер и Булгаков жили в другой архитектонике взаимоотношений...
- Что вы думаете о современной власти?
- Я думаю о современной власти очень хорошо. Потому что она прежде всего титанически работоспособна. Я жил в те времена, когда царили полное узурпаторство и тирания, а потом пошла волна застоя... Была страшная и болотная гладь. В этой глади мы и существовали с островками безопасности в виде творческих домов. Там, в узком кругу театральной оседлости, мы шутили, хохмили, были очень остры. Как только возникала опасность дамоклова меча, гильотины - мы объединялись. Хотя потом разбегались, друг друга ненавидели, завидовали. А сейчас ничего такого нет. Только по привычке, как Мольеру, хочется быть ближе к властям.
У меня много друзей «в структурах» в силу того, что я старый. С одной стороны, замечательно, что они свои, но с другой... Это раньше театр записывался на прием к Демичеву (министру культуры СССР. - О.Г.) за месяц. И мы три дня приход к Демичеву репетировали! Плучек (главреж. Театра Сатиры. - О.Г.) говорил: «Шура (Ширвиндт), не лезь никуда со своей... Толя (Папанов), начнешь ты мягко, порусски, со своей улыбкой. Скажешь, как мы благодарны за прием. Потом тихонечко Верочка (Васильева), Олечка (Аросева) скажут, как они счастливы. Про «Кабачок» ни слова! Потом скажу я, какие проблемы. И что только он может их решить. А потом, Шурка, может быть, какойнибудь анекдот...»
- Дело до анекдота доходило?
- Первое, что спрашивал Демичев, это про «Кабачок». Но были надежды, что он чтото сделает, что там, наверху, чтото решается. А сейчас... И вот у меня возникает чувство зависти. Я смотрю: один большой начальник курирует баскетбол. Другой - волейбол, третий - фигурное катание. И занимаются они этим серьезно, с душой... Скажем, начальник курирует водные виды спорта - значит, есть надежда, что водные виды спорта будут развиваться. И все знают - замахиваться на них нельзя.
Когда мы одни, без денег, без спонсорства и с непонятной перспективой внутренних взаимоотношений, нам нужна «крыша». Но только в лице руководителей, так как они молодые и интеллигентные. А мы за это тоже чтонибудь хорошее сделаем.
- А вдруг театр заставят плавать?
- Пожалуйста. Лучше плавать, чем тонуть!
- Вера Кузьминична Васильева и Ольга Александровна Аросева доплывут?
- Они доплывут, не бойся. Столько лет на плаву! Знают все стили: стиль «Баттерфляй»!
- Я помню ваш рассказ о том, как пришел в Театр Сатиры Олег Ефремов и сказал: «Хоть ваш театр и второго сорта, а у вас весело»...
- Был юбилей Плучека. Я тогда еще в этом театре не работал. Пришел поздравить Валентина Николаевича с шестидесятилетием. Мы шутили. Был банкет. Потом Олег принял рюмку и сказал: «Хоть вы и театр второго эшелона...» Плучек на него смертельно обиделся на всю жизнь. Но эта фразочка не просто так выскочила. Театр Сатиры всегда, с самого рождения, находился в стороне от бурной театральной жизни. От поиска новых форм, новых театральных идей. Есть театры, а есть Театр Сатиры. От этого избавиться невозможно. Ведь были здесь и замечательные артисты, и замечательные спектакли. И труппа замечательная, к сожалению, быстро перемершая. Но все равно... вне театрального процесса. И сейчас то же самое. Непонятно, что делать... Уже разделся Юра Васильев (в спектакле «Распутник». - О.Г.). Почти голый по сцене ходит. Казалось бы, куда уже современнее! Но почемуто считается, что Васильеву раздеваться нельзя. У Додина все совсем голые бегают, это можно. А Васильеву в Театре Сатиры нельзя. Почему? Васильев хорошо смотрится... Но не будем о грустном.
- Что вы думаете о нынешнем финансовом кризисе?
- Как это ни страшно и цинично звучит, кризис пойдет на пользу театру. Ведь сегодня никого на репетицию собрать невозможно. К директору в слезах и ненависти прибегает каждый месяц завтруппой, когда нужно сделать репертуар следующего месяца. Икс не может с 5го по 10е; Игрек не может с 10го по 20е и т.д. Собрать всех невозможно. Сейчас, когда сыплются все эти мыльные проекты, есть зыбкая надежда на то, что актеры возвратятся в театр. Аргументировать отказы на работе будет нечем. Когда молодой артист, мой ученик - а здесь у меня учеников 25 - прибегает и говорит: «Отец родной, с декабря по декабрь работать не могу. Семья, обвал дома, второй ребенок». Я ничем не могу ему возразить. Потому что он за пять минут сюжета про перхоть получает три месячные зарплаты.
- Лично вас кризис както задел?
- Тьфутьфутьфу, никак не задел. Ждем. Вотвот чтото будет, и это очевидно.
- Чего вы боитесь больше всего?
- Боюсь только самого себя. Боюсь, например, что устану не обращать ни на что внимание. Меня по старости стали раздражать те моменты, которые я никогда раньше не брал в расчет, - извне, изнутри. Это начинает доставать, это страшный деструктивный симптом. Надо дожить сезон. В будущем году осенью - 85 лет театру, 100 лет Плучеку. Даты, которые необходимо както отмечать. Для этого нужны силы, материал, какието хотя бы минимальные возможности.
- Как вы Новый год собираетесь встречать?
- Гдето на даче, тихо, с собаками. Времена разгула прошли - я лимит выбрал. Столько нашутился, что уже все.
- А что за собаки и почему две?
- Одна наша, другая приходящая, ребенка. Пока они относительно молодые, свою собаку отфутболивают все время нам.
- Какой породы?
- Один любимый - вестрайт терьер, голубой какойто. Маленький бандюга. И Мишкин лабрадор, мой любимый, но старый. Ходит так же, как я, коленки не разгибаются. На лестницу поднимаемся со страшными пытками. Нет лифта - мы с ним ночуем во дворе.
- Это правда, что вы со своими собаками любите смотреть «В мире животных»?
- Маленький реагирует на все. На экране собаки лают, он тоже начинает лаять. Они убегают. Он тоже бежит за ними за экран, смотреть, куда они убежали. Потом приходит с вопросом: «Где же, трамтарарам, они?» Я долго объясняю.
- Как Малыш Карлсону?
- Абсолютно.
- То есть отметите праздник в семейном кругу?..
- Семейный круг тоже узкий. Молодежьто вся... хотя какая молодежь! Пятьдесят первый год Мишке - уже старые! А внуки, разве их заманишь! Я хочу посмотреть на их лица, если скажу, что хочу, чтобы они со мной на даче посидели в Новый год. они подумают, что я поехал умом.
- А зимней рыбалки не будет?
- А я не зимний рыбак. Я дружил с Леней Дербеневым, замечательным поэтом‑песенником, он был рыбак в законе. Рыбачил весь год круглые сутки. Когда уже не было никакой возможности, совал удочку в унитаз и сидел: а вдруг! Однажды он меня вытащил на зимнюю рыбалку. Это была Голгофа! Ты знаешь, что такое мотыль? Красный маленький червячок. Клали их в презерватив Баковского завода, завязывали и прятали за щеку, чтобы не замерзли. Представляешь, на морозе вынуть презерватив изза щеки, развязать, нацепить этого малюсенького, красненького червячка, завязать презерватив, сунуть обратно в рот... Вот это рыбалка! А сейчас, когда все с подогревом и электроникой...
- Зато все есть!
- Вообще, когда все есть, - это ужасно. Дефицит - двигатель жизни.
- А вы гордились какимнибудь дефицитом, который удалось достать?
- Машиной. Всю жизнь была мечта добыть какоенибудь транспортное средство. И вдруг запись на первые «Жигули». В Тушино. Там был пустырь огромный, костры, люди. У каждого костра своя сотня. Старшина с тетрадкой в линеечку ходил. Не пришел на отметку - автоматически тебя вычеркивали. Мы своей компанией - Зяма Гердт в том числе - отмечались. Однажды я пошутил. Я отмечался за Гердта. И сказал ему: «Помоему, все это подозрительно. Ощущение, что в нашем отсеке не запись на «Жигули», а перепись евреев».
- Какую вещь по ностальгическим причинам вы никогда не выбросите?
- Не знаю, как у тебя, у нас не выкидывается ничего. Все складывается в чемоданы и на антресоли со словами: «Пригодится». Лет пять назад я полез кудато наверх, поскольку мне померещилось, что там чтото нужное. Оттуда упал чемодан, раскрылся, и из него выкатились клубки мохера. Ты помнишь, что это такое?
- Помню и кримплен, и мохер.
- Этот мохер в 70е годы привозили изза границы моряки. Мохер, болонья, резиновые сапоги... Прошло 40 лет, и это все сверху упало. Я говорю: «А этото что?» Моя жена говорит: «А вдруг внуки?» Я позвал внуков, достал одну вот эту полуистлевшую, пушистую блямбу. «Что это?» - спросили дети. Я сказал: «Это бабушка бережет для вас, вы будете вязать». «Что?» - переспросили они.
- И всетаки какие вещи вам особенно дороги?
- Украли на даче машину у меня 10 лет назад. Там были 4 любимые трубки, все мои снасти, те еще... Какието рыбацкие куртки. Все лежало в багажнике. Гдето, в «МК», помоему, предложили напечатать, чтобы вернули машину. Я сказал: «Не надо машину - пусть вернут трубки и снасти». Не вернули.
|