Каким критериям должно отвечать событие, чтобы претендовать на титул «явление культуры мирового масштаба»? Во-первых, привлечь внимание всей планеты. Во-вторых, ньюсмейкеру придётся выступить новатором, или, напротив, идеальным рыцарем традиций, чтобы доказать своё влияние на глобальный культурный процесс. Причем даже если его временные рамки ограничены одним годом. О событиях культуры, занимавших первые строчки мировых новостей в 2008-м, расскажем вам мы.
Беспрецедентные выставки, новые музеи, авангардные эксперименты с музыкальной классикой — все это принес уходящий год. Одним из центральных событий европейской жизни стала 11-ая Архитектурная биеннале. Центр «Москва-Сити» на Краснопресненской набережной столицы еще только возводится, а в Венеции его объекты предстали уже готовыми. Башни «Россия» и «Федерация» приняли участие в «Шахматной партии». Выставка с таким названием разместилась в Российском павильоне. В Венецианских садах Джардини он в этом году вызвал настоящий ажиотаж. Впервые за историю смотра российские архитекторы выставили не бумажные макеты, а целостный концептуальный проект - в соответствии с темой 11-ой биеннале: «Архитектура помимо здания». Наши кураторы воплотили эту идею в красно-белом поле шахматной доски. На стороне красной армии — российские мастера. Белыми играли иностранцы, которые вносят свою лепту в формирование архитектурного облика современной России. В их числе - Норман Фостер и Заха Хадид. В целом 11-ую Венецианскую архитектурную биеннале можно было охарактеризовать как торжество концепции над реальностью. Большинство других павильонов представили весьма абстрактные фантазии зодчих на тему архитектуры как изобразительного искусства. Главный приз - Золотого льва - получили поляки. А почетную награду вручили знаменитому американскому мастеру Фрэнку Гери. *** Театр в этом году преподнес оперные сюрпризы. Немецкий постановщик и дирижер Кристоф Хагель обратился к Моцарту и Гайдну, но предоставил им возможность звучать там, где великим австрийцам и в голову бы не пришло. В апреле авангардная «Волшебная флейта» запела в берлинской подземке – на станции Бундестаг, у здания Германского парламента. А в ноябре «Орфей и Эвридика» поведали свою драматическую историю ценителям оперы в здании музея Боде. Для героев античных мифов Хагель нашел уютное местечко – галерею Византийского искусства. Причем «Орфей и Эвридика» – вовсе не первооткрыватели музейной акустики. Два года назад Кристоф Хагель уже экспериментировал в Византийских залах Музея Боде, работая над оперой Моцарта «Аполлон и Гиацинт».
Долгие годы греки и итальянцы были вынуждены довольствоваться лишь копиями античных изваяний. Но в этом году произошло то, что деятели искусств обеих стран назвали чудом.
В Афинах, наконец, открылся новый музей Акрополя. И Эллада празднует свою победу в ожесточенной битве. «Возвращение на родину» – так называется выставка у подножия «священной скалы». Вернулось культурное наследие греков и римлян – 74 экспоната. Конечно, пока это лишь малая часть тех, что были незаконно вывезены. Сокровища рассеялись по всему миру – и музейным, и частным коллекциям. С решением вернуть их власти вскрыли ящик Пандоры, из которого посыпались судебные разбирательства. Самые ценные предметы из представленных на выставке – фрагменты Парфенона, главного храма древних Афин. Кроме того, Греция пока тщетно, но добивается от Британского музея возвращения скульптур Парфенона.
Во Франции в уходящем году состоялась беспрецедентная в истории мирового искусства выставка произведений одного из величайших художников XX века. «Пикассо и мэтры» расположились в парижском музее Гран-Пале. Работы, созданные по мотивам шедевров других мастеров. Гран-Пале дал возможность Пикассо вступить в живописный диалог с предшественниками и учителями, классиками разных стран и эпох. Чтобы выставить более двухсот картин и рисунков, организаторам понадобилось ни много, ни мало 20 лет. О том, что некоторые шедевры из музеев США и Германии все же прибудут в Париж, стало известно лишь за неделю до открытия вернисажа. В Гран-Пале работы Пабло Пикассо соседствовали с картинами Эль Греко, Рембрандта, Ван Гога, Делакруа, Сезанна, Мане. «Обнаженная Маха» Гойи впервые в своей истории покинула мадридский музей «Прадо». Одновременно с этой масштабной экспозицией в Гран-Пале картины Пабло Пикассо демонстрировались в Лувре и в Музее Орсэ.
*** Самым неутомимым музыкантом уходящего года можно назвать Даниэля Баренбойма. Дипломат от искусства собрал свой любимый «Диван» - так называется его «Западно-восточный оркестр » - и поехал в турне по Европе. Что ни вечер, то концерт: Главная площадь в Мадриде и Альберт-холл в Лондоне, берлинская Штаатсопер и сады виллы Руфоло в Равелло. Маленький итальянский городок один из лучших интерпретаторов Вагнера просто не мог обойти вниманием. Ведь именно здесь так часто отдыхал знаменитый немец. Именно в Равелло древнегерманские легенды превращались в оперу. Посланец мира ООН гастролирует с оркестром, в котором евреи и арабы играют вместе. Баренбойм утверждает: только искусство спасёт мир.
Еще месяц назад планета начала прихорашиваться к Новому году. Самая высокая ёлка в мире, плавучая, установлена в столице карнавалов — Рио-де-Жанейро. Для праздничного убранства красавице высотой 85 метров потребовалось около трех миллионов лампочек. Москву украшают около пятисот уличных ёлок. Самая высокая из них заняла место на Поклонной горе. По сравнению с бразильской рекордсменкой она вовсе и не большая, ростом в 32 метра.
|