Сегодня исполнилось 150 лет со дня рождения великого итальянского композитора Джакомо Пуччини. К этой дате в Италии, на родине композитора, готовились целый год. Апофеозом юбилейных торжеств стал предрождественский концерт. Он прошел накануне в римском дворце Мадама. В исполнении оперных звезд звучали арии из опер Пуччини. «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» – эти шедевры не сходят с мировых афиш. Часть из них есть и в репертуаре Московского театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Джакомо Пуччини был пятым в музыкальной династии из Лукки. Его предки прославились на поприще церковной музыки, эта же участь ожидала и его самого. С четырнадцати лет Джакомо служил в базилике святого Мартина и церкви Сан-Мигеле в Лукке. Однако его судьба сложилась иным образом.
Великий учитель театральной правды Станиславский назвал Пуччини лучшим драматургом среди композиторов и одним из первых в России обратился к его операм. В 1927 году он поставил «Богему». В операх Пуччини его привлекала психологическая достоверность, жизненная правда.
Александр Титель считает Пуччини еще и новатором. «Он современник и предвестник кинематографа в музыкальной драматургии. Он калейдоскопически клеит фрагменты разного масштаба. Он требует театрального сочинения», – замечает художественный руководитель оперы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Оперы Пуччини за редким исключением названы женскими именами: «Манон Леско», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Сестра Анджелика», «Турандот». Все это женщины с очень непростыми судьбами. «Все девушки сами существуют в мире. Они не чьи-то дочери или жены. Это новые женщины, которые приходят в мир ХХ века», – замечает Александр Титель.
Пуччини называют великим оперным мелодистом и даже последним оперным мелодистом. Однако его значение для музыки ХХ века гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. «Голливуд, я думаю, должен быть многим обязан Пуччини. Поскольку музыка фильмов Голливуда – это перепевы мелодий Пуччини», – считает Титель.
Пуччини умер, не дописав свою последнюю оперу «Турандот». На премьере дирижер Артуро Тосканини обратил на это внимание публики. Об этом эпизоде в фильме режиссера Тони Палмера рассказала внучка Пуччини.
Самые последние новости культуры, искусства, общественной жизни, рецензии и статьи, размышления видных деятелей культуры и интервью. Сочные иллюстрации, наглядно расскажут о каждом событии!