Предновогодние дни – это не только ожидание праздника, но и повод вспомнить самые яркие события уходящего года. Сегодня мы начинаем подводить итоги культурной жизни 2008 года. Первой на сцену приглашается ее величество Опера. Сколько раз твердили миру, что дни этого жанра сочтены, но мы утвержаем, что история оперного искусства пишется и в XXI веке.
Поезд «Санкт-Петербург – Москва». Раньше поклонникам оперного жанра невозможно было избежать путешествия в этом комфортабельном составе. Очень важно своими глазами увидеть и то, что происходит в Москве, и то, как стремительно набирает обороты Мариинка. Статус знатока обязывал. Сейчас все стало проще. Можно оставаться в столице и видеть почти всё.
Валерий Гергиев лично приезжает в Москву, чтобы представить в столице плоды трудов его творческой лаборатории под названием Мариинский театр. В рамках гастролей первой была показана «Енуфа» Яначека. «В Европе она ставится часто. В год, когда поставили мы, еще три премьеры состоялось в мире. Там ее никогда не забывали», – замечает режиссер-постановщик спектакля Василий Бархатов.
Про «Электру» Штрауса сам автор либретто сказал: «Если бы я знал, какие последствия будет иметь эта опера для современной музыки, я никогда не впутался бы в это дело». Но Гергиев впутался и преуспел. Хотя задача оказалась, действительно, нелегкой. Особенно для исполнительницы партии Электры – Ларисы Гоголевской.
«У меня ощущение: всегда, когда я выхожу со сцены, у меня ноги дрожат. У меня дрожит все тело, потому что она столько забирает! Ты должен столько отдать! И по-другому эту партию не сможешь исполнить. Психологически очень тяжелая партия», – признается Гоголевская. В этом году она получила свою заслуженную «Золотую маску».
Еще один смелый эксперимент Маринки – опера «Братья Карамазовы» Александра Смелкова. Критики быстро окрестили постановку винтажной национальной оперой, услышав в ней мотивы Чайковского, Шостаковича и Мусоргского. «Мы учились рядом с Александром Смелковым. Я где-то четыре года назад ему заказал мировую премьеру и абсолютно не жалею», – рассказывает Валерий Гергиев.
Другое путешествие из Петербурга в Москву совершила Елена Образцова. На премьеру «Любовного напитка» в постановке Михайловского театра Елена Васильевна возлагала столько надежд. «Я привезла людям счастье», – говорила она. Люди это счастье оценили, однако обещанного Образцовой реформирования театра так и не последовало. Вскоре после завершения гастролей на сцене Большого директор Михайловского театра Владимир Кехман и примадонна-худрук пересмотрели свои отношения. Теперь Образцова стала просто советником директора.
Пока в Санкт-Петербурге решали административные вопросы, на сцене Большого театра приступили к репетициям оперы «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. За постановку одной из самых длинных и статичных русских опер взялся театральный режиссер Эймунтас Някрошюс. Он уже работал с певцами в постановках «Макбета» и «Детей Розенталя», однако признается, что так и не понял, как же функционирует оперный театр. «Я не из тех режиссеров, кто стремится к абсолюту. Мне какие-то ошибки даже нравятся. Потому что человеческие», – заверяет режиссер. Ошибки «Сказания» в Большом, несмотря на их человечность, критикам не понравились. Все стали сравнивать спектакль с аналогичной постановкой Дмитрия Чернякова в Мариинке.
Дмитрий Черняков, похоже, становится беспроигрышной фигурой для любого театра, в том числе и европейского. Его союз с дирижером Даниэлем Баренбоймом стал уже почти прогнозируемым. «Борис Годунов», «Игрок», «Макбет». Поэтому никого не удивило, что «Евгений Онегин» Чернякова стал не просто самым популярным спектаклем в афише Большого, но и открывал сезон в «Гранд-Опера».
По мнению самого режиссера, он представил Парижу спектакль ясный и кинематографичный. В этом смогли убедиться и зрители телеканала «Культура». В эфире была показана прямая трансляция спектакля.
На фестивале «Территория» композитор Алексей Сюмак в содружестве с Теодором Курентзисом и Кириллом Серебренниковым представил свою «Станцию», а в«Геликон-опере» состоялась долгожданная премьера оперы американца Джея Риза «Распутин». Риз и Бертман готовились к премьере четырнадцать лет, однако музыкальные журналисты почти единодушно раскритиковали оперу за прямолинейность либретто и наивность музыкального языка.
Настоящий ньюсмейкер этого сезона – композитор Владимир Кобекин. В начале года он получил «Золотую маску» за оперу «Маргарита», а затем посягнул на самого Шекспира. Премьера оперы «Гамлет» состоялась на сцене Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. «В театре важны какие-то шоковые моменты, так скажем. Это соединение субкультуры с трагедией, которое будет во втором акте, мне показалось заманчивым», – отмечает Кобекин.
Чем бы публика не тешилась, лишь бы не спала. Последние оперные постановки не дадут ей уснуть. Главная ставка делается на удивление, а порой даже шок. В конце концов, как напоминают декорации «Гамлета», весь мир – театр. И кто же с этим поспорит?
|