Две волшебные истории Андерсена – знаменитая сказка «Дюймовочка» и малоизвестная история под названием «Цветы девочки Иды» – представлены в одном кукольном спектакле. На Малой сцене театра Образцова режиссер Борис Константинов, лауреат премии «Золотая маска», сегодня представил новую постановку.
В Театре кукол имени Образцова привыкли к работе с тростевыми куклами. Этот спектакль для актеров станет экспериментом. «Мы коллекционируем все, что есть интересного и самого лучшего. И когда это талантливо, тогда тростевая или не тростевая кукла, не имеет значения», – заверяет режиссер Екатерина Образцова.
Опыты на Малой сцене ставит режиссер из Санкт-Петербурга. С Театром кукол Образцова Борис Константинов работает впервые. Это была его идея превратить действо в цветочную фантазию. «Когда моя дочь была маленькой, ей было пять лет, я стал сочинять тогда уже эту историю. Называлась она "Цветы для девочки Иды", или сказка, рассказанная цветами», – рассказывает Константинов.
Еще одна сказка Андерсена, ставшая литературной основой спектакля, – «Дюймовочка». Там, где у Андерсена в тексте всего одна строчка, у режиссера Бориса Константинова может быть целая сцена. Оттачивая ее, он вместе с актерами придумывает новые детали. Дюймовочка – как известно, персонаж миниатюрный. Чтобы вписаться с ней в одно пространство, большую часть сценического времени актерам приходится проводить стоя на коленях. «И такой процесс по семь часов репетиций каждый день практически месяц. Уставали», – признается актриса Алена Ковальчук.
Музыка и пластика – в этом цветочном действе не предусмотрены реплики. Вместо слов – символы, знаки, метафоры. Все это для того, чтобы развивать воображение ребенка. Режиссер предлагает детям спектакль-игру, где надо разгадывать сказочные ребусы. Немного фантазии – и неприметная кочка на глазах превращается в зеленую жабу, коряга – в маску крота, а вода – в мотыльков. «Художники академические, они, конечно, не понимали, какого цветок сорта. Семейства масленовых, или что это? Не важно. Это в космосе, во сне девочки. Уход от банальностей – вот одна из задач», – замечает Борис Константинов.
Декорации этой романтической сказки сделаны в форме цветка, пространство которого постоянно трансформируется, превращая красочный мир в микро- и макро-космос.
|