Сегодня художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек отмечает юбилей. С ее именем связана вся история этого коллектива. Сначала актриса работала в труппе Олега Ефремова, потом стала режиссером. По словам Галины Борисовны, именно Ефремов в 1961 году буквально заставил ее поставить первый спектакль – «Двое на качелях». Постановка не сходила с афиш несколько десятилетий. Сегодня в ее режиссерском багаже более тридцати постановок. Правда, от актерской профессии пришлось отказаться. Вероятно, такова цена неизменного успеха театра «Современник», которым Галина Волчек руководит уже 36 лет.
В ее театр непросто достать билет, ведь в «Современнике» нет проходных спектаклей. «Театр – это искусство режиссера, драматурга, которым очень дорого, то, что сказал Станиславский. "Когда режиссер умирает в актере" – мне дорог такой театр», – говорит Галина Борисовна. Хозяйка этого дома лично присутствует на всех выпусках спектаклей. Без нее в театре не решается ни один вопрос. Галина Волчек в одном из интервью сравнила себя с группой быстрого реагирования.
«Я к Галине Борисовне пришла сама, узнав, что она ищет Ирину в "Три сестры". Я очень долго набиралась храбрости и все-таки набралась», – признается актриса Виктория Романенко. «Когда идет репетиция, и что-то может не получаться, она понимает психофизику каждого артиста. Она может кричать и делать это очень напористо. Однажды у меня не получалась сцена, и Галина Борисовна помогала. И вдруг она начала кричать, и у меня слезы хлынули градом», – рассказывает актриса Дарья Белоусова.
Примерно так же расплакалась на глазах у приемной комиссии совсем юная Галина Волчек, когда узнала, что ее приняли в Щукинское училище, а она хотела учиться, только в Школе-студии МХАТ. Родители же и вовсе не верили, что дочь сможет поступить в театральный ВУЗ. Ведь до этого она за 120 рублей практически купила аттестат зрелости. Только химию пришлось самой сдавать. Учила наизусть все, что было написано в учебнике. Галина Волчек говорит, что текст пьесы «Кто боится Виржинии Вульф» дался ей легче – а это 160 страниц и лучшая, как говорит сама Галина Борисовна, сыгранная ею роль.
«Здесь, в театре, сколько было просьб, чтобы Галина Борисовна еще что-то сыграла. Она отказалась от кино из-за театра. В своем роде, она уникальна», – замечает народный артист России Сергей Гармаш.
«Волчок» – так любовно называют Галину Борисовну только самые близкие люди – то есть ее современники. Как поясняет Сергей Гармаш, это наше внутреннее театральное право. Да, она перестала выходить на сцену как актриса, но сама говорит, что каждую роль играет вместе со своими актерами.
«Три плюса она ставит при разборе, по-моему, только Игорю Кваше, но два плюса – это тоже очень хорошо», – заверяет заслуженный артист России Владислав Ветров. «Она молодеет с каждым днем. Годы прибавляются, а внешне ей даешь все меньше и меньше лет. Это тоже какой-то секрет», – утверждает народный артист СССР Валентин Гафт.
Первая леди российского театра не только является эталоном современного театрального режиссера, менеджера и продюсера в одном лице, но еще и эталоном стиля. В ней столько шарма и невероятного женского обаяния. При этом все ее мечты о театре и только о театре. «Все мои мечты трансформируются в жизни театра. Сейчас мечты найти молодую режиссуру и драматургию, которая выражала бы время каким-то образом. Этим я занята», – говорит Галина Борисовна.
Сейчас художественный руководитель отмечает свой юбилей в теплых странах. В это время четверо молодых режиссеров-счастливчиков пробуют свои силы в ее эксперименте.
|