Главная » 2008 » Декабрь » 19 » Стас Буркин: «Проще было писать, чем не писать»
19:53 Стас Буркин: «Проще было писать, чем не писать» |
Первая же книга девятнадцатилетнего писателя из Томска Станислава Буркина «Волшебная мясорубка» вызвала дискуссии в среде литературных критиков. Автора называли «учеником» то Стругацких, то Астрид Линдгрен. Следующий роман Буркина был отмечен премией «Дебют». Председатель жюри премии Анатолий Приставкин сравнил лауреата с Булатом Окуджавой. Сам Станислав Буркин отвергает упреки в подражательстве. Он живет в собственном мире – одновременно реальном и фантастическом – и служит читателю экскурсоводом по его лабиринтам.
«Фавн на берегах Томи» – причудливый гибрид локального топонима с мировой мифологией – так называется роман, который принес Станиславу Буркину премию «Дебют». Критики прозвали его «первым мистическим романом о Сибири». Сам автор находит свое произведение историческим. «Там нет ни одного вымышленного дома, улицы, архитектурной или географической особенности Томска. Описания города фотоматериалов того времени», – говорит он.
Впрочем, нельзя сказать, что при реконструкции сибирской провинции XIX века Стас Буркин руководствовался фотореализмом. С исторического факультета Томского университета он выпустился, защитив диплом по религиозной эсхатологии. Больше историко-краеведческих деталей его интересуют фантомы иного сознания. «Здесь речь идет не столько о фантастике, вымысле, сколько о попытке показать Томск не глазами оператора, а глазами человека, живущего в то время», – поясняет писатель.
Гоголь, Сологуб, Булгаков – литература, замешанная на религиозно-языческом мороке, миражных интригах и диковинах провинциальной жизни, – именно эту традицию перенимает молодой писатель в «Фавне на берегах Томи». У него есть и другая традиция – фантастическая. Стас Буркин родился в семье писателя-фантаста Юлия Буркина. Кстати, в фильме по сценарию Буркина-старшего фигурирует положительный мальчик Стас. Буркин-младший – это его прототип. «Вхождение в литературу было автоматическим, отец-писатель, литературная среда. Проще было писать, чем не писать», – признается юный писатель.
С шести до четырнадцати лет он писал стихи, с четырнадцати до девятнадцати – алтарничал в кафедральном соборе и готовился к поступлению в семинарию, в девятнадцать лет написал свой первый роман. «Где-то на втором курсе вскочил посреди ночи. Юношеские религиозные искания», – поясняет Стас. Сейчас ему двадцать четыре года, а он уже написал семь книг, и две из них – в соавторстве с отцом. «С отцом писать – это что-то. Это война просто», – признается он.
Отец и сын Буркины, хоть и работали вместе, но явно принадлежат разным литературным поколениям. «Во время написания первых глав "Фавна" отец открыл, сказал, что сейчас такого не пишут, бросил и был очень удивлен, что "Дебют" дали, что издают. Отец вырос на современной литературе, любил Стругацких, Лемма, а я – на классике и ничем, кроме классики, не интересуюсь», – добавляет Стас Буркин. Через два месяца выходит его новая книга «До свидания, Сима». На этот раз локальная фактура обретает форму романа воспитания. «Там тоже про Томск, но уже о моих ровесниках, о моем времени. Там повествуется, как молодой человек прощается с укромным уголком ради Лондона, Парижа»,– поясняет автор.
Молодой писатель знает, о чем говорит. Родившись и окончив университет в Томске, он женился на уроженке Кракова, жил в Польше, а потом переехал в Париж. Сейчас он работает библиотекарем. «Более спокойно стал к творчеству относиться. Пишу каждый день, стараюсь как-то рационализировать процесс написания», – говорит Стас. Успех романа «Фавн на берегах Томи» – удивительный пример того, как локальная литература становится большой, а молодой писатель быстро взрослеет.
|
Категория: Главные новости |
Просмотров: 811 |
Добавил: Fobos22
| Рейтинг: 0.0/0 |
|