В древней Японии говорили: «Чтобы стать в искусстве настоящим мастером, надо изучить весь опыт своих предшественников, а затем взглянуть на мир глазами ребенка». Наш современник назвал бы это «высший пилотаж». Это отличает все работы студии «Пилот». В этом году первая российская негосударственная анимационная студия отметила двадцатилетие. Увы, юбилей праздновали без ее основателя – Александра Татарского. В прошлом году его не стало. А «Пилот» живет, и хочется пожелать ему «летной» погоды.
Двадцать лет истории мультипликации в России – это сухой остаток. То, что происходило за эти годы, ни один стенд не расскажет. В студию приходили разные люди, часто из смежных творческих профессий. Кто-то уходил, но чаще всего возвращались. Как режиссер Валентин Телегин. «Когда я пришел в группу Татарского, я понял, что здесь мое место. Полное счастье, прекрасные отношения, я занимаюсь своим делом, которое мне нравится, которому я учусь. То есть ощущение такого, может быть, даже счастья», – говорит Валентин.
Создатель «Пилота» Александр Татарский всегда мечтал о независимой студии мультипликации. В конце восьмидесятых это стало возможным. Первую команду он собрал из тех, кто вместе с ним работал над фильмом «Следствие ведут колобки». «Он так гордился тем, что ему удалось, и даже более того, что никому более не удалось то, что ему», – замечает художественный руководитель студии Эдуард Назаров.
«Колобки» не только стали первым пародийным мультипликационным сериалом, но и определили формулу творчества студии: сатира, немного иронии, обязательно юмор. Дальше были приключения братьев Пилотов, мультфильмы «Кстати, о птичках», «Обратная сторона луны», которые получили множество наград. У студии появился свой узнаваемый стиль. Следователи из «Колобков» превратились в Пилотов. «Пилоты» по сценарию Александра Татарского – братья с характером.
Все праздники они отмечают вместе. К началу нового проекта дарят друг другу подарки. Туда может прийти каждый, кто умеет рисовать. Периодически в студии проходят мастер-классы, хотя на «Пилоте» не любят это слово. Эдуард Назаров говорит: «Мы просто не даем делать плохие фильмы, фильмы на автопилоте».
«Сейчас я вам покажу сценку, которая меня веселит. Все, что вы видите, это ручная работа, и анимация тоже ручная. Используется компьютер только как инструмент. Российская традиционная технология – перекладка под камеру. Только с помощью компьютера. Мы хотим исключить видимость того, что это сделано на компьютере», – поясняет Елена Чернова. Она с «Пилотом» уже восемнадцать лет. Сейчас работает над фильмом из цикла «Гора самоцветов». Это экранизация сказки Саши Черного. «У нас есть задача: рассказать историю для детей. Но я же выбрала не детскую сказку. Меня жгло, я хотела сделать эту сказку, и я ее рассказала приемами, присущими мне», – продолжает Елена.
Мультипликация – это такое искусство, за которое не спрячешься. Любую фальшь моментально проявит экран. Феникс – символ сериала «Гора самоцветов» – всегда возрождается в новых красках цветного пластилина.
|