Мировая премьера нового симфонического сочинения Родиона Щедрина «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» состоится в Мюнхенской филармонии. Его первым исполнителем станет латвийский дирижер Марис Янсонс (Mariss Jansons).
Он будет дирижировать Симфоническим оркестром Баварского радио (Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks). Жанр композиции сам композитор определил как «симфонический фрагмент для оркестра». В одном из недавних интервью Щедрин сказал, что «создание этого сочинения инициировал знаменитый дирижер Марис Янсонс».
Американская премьера «Гейлигенштадтского завещания Бетховена» назначена на 15 марта 2009 года. Она состоится в нью-йоркском Карнеги-холле.
Родион Щедрин и Людвиг ван Бетховен родились в один день – 16 декабря.
В 1999 году Щедрин написал оркестровую Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена.
«Гейлигенштадтское завещание» (Heiligenstädter Testament) было обнаружено в бумагах Людвига ван Бетховена уже после его смерти в 1827 году. В 1802 году композитор окончательно потерял слух. Из-за этого он пережил жестокий душевный кризис и, находясь в предместье Вены Гейлигенштадте, пришел к решению о самоубийстве. Однако огромным усилием воли взял себя в руки (по его собственному выражению «схватил судьбу за глотку») и вернулся к работе. Единственным свидетельством пережитых в это время страданий стало письмо, написанное тогда Бетховеном его братьям Карлу и Иоганну, которое и получило название «Гейлигенштадтское завещание».
Биография Родиона Щедрина
По возвращении в Москву снова учится в Центральной музыкальной школе, а с 1944 года – в Московском хоровом училище Свешникова. В 1947 году на конкурсе композиторских работ в Хоровом училище жюри под председательством Арама Хачатуряна присуждает первую премию Родиону Щедрину. Уже не четвертом курсе его принимают в Союз композиторов. Позже, забегая вперед, он станет ответственным секретарем союза при председателе Дмитрии Шостаковиче, а с 1973 по 1993 год Родион Константинович Щедрин сам этот Союз композиторов возглавлял. С 1950 по 1955 год Родион Щедрин – студент двух факультетов Московской консерватории – фортепианного и теоретико-композиторского. В 1955 после обучения в Московском хоровом училище (ныне имени А.В.Свешникова) окончил Московскую консерваторию по классам композиции Ю.А.Шапорина и фортепиано Я.В.Флиэра. В 1965–1969 преподавал в консерватории, впоследствии занимал руководящие должности в Союзе композиторов. В 1964-69 годах Щедрин сам преподавал композицию в Московской консерватории.
Часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист. Щедрин очень рано завоевал известность, и прежде всего в театральных жанрах: его балеты Конек-Горбунок (1960), Кармен-сюита (1967), оперы Не только любовь (1961) были поставлены в Большом театре. Впоследствии там же увидели свет балеты Анна Каренина (1972), Чайка (1980), Дама с собачкой (1986), опера Мертвые души (1977). В 1960-е годы большим успехом пользовались такие сочинения, как основанные на фольклорном материале концерт для оркестра Озорные частушки (1963) и оратория Ленин в сердце народном (1969; за нее автор получил Государственную премию), а также Поэтория для чтеца, женского голоса, хора и оркестра на стихи А.А.Вознесенского (1968; в партии чтеца выступал сам поэт). В этот период стиль Щедрина, поначалу ориентированный на довольно традиционный фольклоризм, стал характеризоваться совмещением элементов народного искусства и «авангардных» техник (элементы додекафонии, сонористики и т.д.). Жестко-ударным, но конструктивным и виртуозным стилем отмечены его многочисленные фортепианные произведения: пять концертов для фортепиано с оркестром, цикл 24 прелюдии и фуги (1970) и другие. Композитор работал и работает в самых разных жанрах: сочинения концертного типа для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты (часто по мотивам собственной театральной музыки), произведения кантатного типа (в том числе связанные с образами традиционного русского или древнерусского искусства); в 1993 им написана опера Лолита по В.В.Набокову. Сам композитор определяет свой стиль как «пост-авангардный»; реально его можно признать стилем «эклектическим», что отнюдь не отрицает наличия большого композиторского мастерства и виртуозной техники оркестрового и инструментального письма.
Главные партии в ряде балетов написаны для супруги Родиона Константиновича – Майи Михайловны Плисецкой. Родион Щедрин – автор хоровых, камерных, фортепианных, симфонических сочинений, а также музыки к фильмам. Родион Щедрин сам – автор либретто многих своих сочинений. Перечислять его награды и звания можно долго, но среди них: Государственная и Ленинская премия Советского Союза, Государственная премия России, Премия имени Шостаковича, Crystal Award Всемирного экономического форума и Орден «За заслуги перед отечеством» третьей степени. Родион Щедрин – член-корреспондент Баварской академии изящных искусств, почетный член общества Ференца Листа, народный артист Советского Союза, почетный член Международного музыкального совета, член Берлинской академии искусств, почетный профессор Московской консерватории, «Композитор года» Питсбургского симфонического оркестра. В 1989 году от Союза композиторов Родион Щедрин был избран в Верховный совет СССР, он вошел в Межрегиональную группу народных депутатов «За перестройку». Щедрин участвовал в реабилитации на родине высланных из страны Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. С 1991 года живет в Мюнхене, при этом сохраняет российское гражданство.
|