«Что остается от сказки потом, после того как ее рассказали?». От сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» остались переводы практически на все языки мира, анимационные и игровые фильмы, спектакли, пластинки. Ее образы и мотивы давно интерпретируют в самых разных жанрах и явлениях искусства. Арт-проект семнадцати современных российских художников воплощает сказку в формах актуального искусства.
Посетителю стоит только перешагнуть порог галереи, и он сразу почувствует, что оказался в другом измерении. В этом пространстве все парадоксально. Экран в форме яйца с фотографиями Алисы затягивает внутрь. Стол с чашками крутится, забыв о земном притяжении. «Почти все, кто входят и смотрят по сторонам, понимают, что что-то меняется в их сознании. А дальше мы встречаем этот фантастический объект, который придумал Тишков», – замечает галерист Полина Лобачевская.
Однако прежде, чем попасть на «Безумное чаепитие» Леонида Тишкова и попробовать усесться за столом, нужно пройти через бесконечный тоннель. Там посетителей встречают русские Алисы, которые приглашают их в свое Зазеркалье. «Она спрашивает у кота: "Куда мне идти?" – "Куда ты хочешь попасть?" – "Мне все равно", – "Тогда и все равно, куда идти", – "Мне лишь бы попасть куда-нибудь", – "Но куда-нибудь ты и попадешь"», – поясняет художник Татьяна Баданина.
Если вернуться к входу, можно увидеть фотографии Кэрролла и Алисы, а также все тексты писателя на русском и английском языке. Оказывается, если шрифт очень сжать и использовать при этом цифровые технологии, то сочинения Кэрролла можно уместить в самый маленький формат.
В стране чудес все стихии ведут себя непредсказуемо. Даже вода существует в двух измерениях. На нее можно смотреть снизу и сверху. Можно даже обнаружить там перевернутую голову Александра Пономарева. Его проект называется «Выпей меня». «Во-первых, эту воду выпить нельзя, как в сказках Люьиса Кэрролла. Невозможно время выпить. Можно его изменить. Вообще, любому художнику понятно, что вода ассоциируется со временем», – поясняет Пономарев.
Лишь в Зазеркалье возможны открытия, которые вряд ли произойдут в действительности. Так, Леонид Тишков, забыв о законах физики, обнаружил вдруг «Стоячую волну». Для этого он взял клубочки шерстяных ниток и подвесил их на моторчик. «Мне сказал один физик, что я первый раз в физике создал реальную модель стоячей волны, которую они только лишь описывают», – замечает художник.
В Зазеркалье художники превращаются в детей и верят в чудо, ведь, по словам Алисы, «там все страньше и страньше». Там невероятное становится очевидным.
|