«Энди Уорхол. Живые портреты» – в столичном Музее современного искусства открывается выставка «короля поп-арта». Это около двух десятков работ – от видеопортретов людей из окружения художника до экспериментальных лент продолжительностью до нескольких часов. Кинематографические опыты Энди Уорхола, пожалуй, самая спорная часть его творчества. Для кого-то эти фильмы – предтеча современного видеоарта, для других – почти издевательская шутка великого провокатора от искусства, а кто-то вообще убежден, что это «самое скучное кино в мире». Мы составили свое мнение о работах Уорхола-режиссера.
Энди Уорхол, как известно, хотел уподобиться машине по серийному производству искусства. В середине 60-х он освоил еще одну после шелкографии технику тиражного производства образов – 16-миллиметровую камеру.
«Снимать кино гораздо легче, чем рисовать картины. Включаешь камеру и уходишь, а она все за себя делает», - говорил Энди Уорхол.
63-й – год основания уорхоловской «Фабрики». Многие из тех, кто заглядывал в студию с серебристыми стенами на 47-й улице Манхеттена, остались на пленке. В серии «Кинопробы» - 500 портретов. Восемнадцать из них Нью-йоркский музей современного искусства привез в Москву.
Эвика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА): «Впервые мы собрали эту выставку в 2003 году, и называлась она не «Живые портреты», как сейчас в Москве, а «Кинопробы». Сначала мы показывали только портреты, но затем дополнили выставку еще 5 фильмами».
Среди привезенных в Москву - хрестоматийный фильм «Сон». Неподвижная камера снимает спящего шесть часов. И это не рекорд. Фильм Уорхола «Эмпайр» длится восемь. Неподвижность, тишина и медитативная скука, - неотъемлемые эффекты уорхоловского видеоарта.
Живые люди значительно подвижней архитектуры, поэтому в «Кинопробах» Уорхол придумывает воспроизводить со скоростью 16 кадров в секунду то, что снято со скоростью 24 кадра. Как в немом кино, только наоборот. До того как взять в руки камеру, Уорхол работал с жанром портрета в живописи.
Эвика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА): «Видеопортреты Уохола отличаются от его живописных портретов прежде всего тем, что они черно-белые. В «Кинопробах» лица портретируемых менее гламурные, более абстрактные».
Идея о промежуточном положении кинопроб Уорхола между видеоартом и портретом отразилась в дизайне выставки.
Мартин Фогель, дизайнер выставки (Германия): «Мы решили проецировать видео на холсты в рамах. Видите все по-настоящему, даже зазор есть небольшой между холстом и рамой. Всё, чтобы показать – это не экранное искусство, а произведение художника».
Действительно, видеопортреты Уорхола можно воспринимать как обычные кинопробы, ведь некоторые из его моделей и правда снимались в кино, как азы видеоарта, а еще как материалы по социологии нью-йоркской андеграунда 60-х.
Эвика Паперник, сотрудник Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА): «Культуролог Сьюзан Зонтаг рядом с персонажем вечеринок- моделью Джейн Хольцер, художник Джеймс Розенквист рядом со светской тусовщицей Эди Сэджвик. Оказывается, их всех связывала Фабрика Уорхола.
Кроме того, в кадре Марсель Дюшан и Сальвадор Дали, Деннис Хоппер и Джек Николсон. За последние пять лет выставка видеоработ Уорхола побывала в Берлине, Сан-Пауло, Рио-де-Жанейро, Буэнос- Айресе и Майами. И вот теперь – в Московском музее современного искусства.
Можно ли назвать киноработы Энди Уорхола частью направления поп-арт, которое он придумал, ощущение, что киноработы Уорхола лишены какой-либо концепции или идеи, что это - эксперимент ради эксперимента, каприз эксцентричного гения или некая предтеча современного видеоарта; в чем заключался феномен популярности Уорхола в советские времена и как творчество Уорхола повлияло на отечественное искусство.
|