«Коммунист», «Странная женщина», «Время желаний». Режиссер этих фильмов – Юлий Райзман. Он казался современникам очень сдержанным и закрытым человеком. Режиссер не выступал публично, не писал статей и книг и всю жизнь снимал кино. Главной в фильмах Райзмана всегда была человеческая судьба, которую он показывал на фоне повседневных житейских проблем и неурядиц. Его даже называли певцом быта. Спустя годы оказалось, что его картины – это своеобразные портреты уже ушедших эпох, выполненные с любовью и достоверной точностью. Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения Юлия Райзмана.
20-е годы ХХ века. НЭП, социалистическое строительство, индустриализация страны, расцвет немого кино – эпоха экспериментов, поисков и манифестов. Эйзенштейнснимает фильм «Броненосец Потемкин», Протозанов– «Процесс о трех миллионах», Пудовкинэкранизирует роман Горького «Мать» и снимает комедию «Шахматная горячка». Одну из эпизодических ролей в этой ленте сыграл Юлий Райзман. На первый взгляд, внешне он был ничем не примечателен, но те кто с ним встречались, уже не могли его забыть. «У него же была удивительная внешность: такие глаза мефистофелевские, совершенно нечеловеческие уши талантливого человека, разрез глаз, интересная голова», – вспоминает актер театра РАМТ Алексей Блохин.
Окончив Московский университет, Юлий Райзман твердо решил: его жизнь – это кинематограф. Режиссер, актер, сценарист – надо было только определиться. Работая ассистентом Протозанова, Юлий Райзман решил, что ведущая фигура в кино – режиссер, и если он станет режиссером, то сможет реализовать все художественные замыслы, которых у Райзмана было не мало. «Он заявил о себе практически сразу резко, выразительно и очень творчески значимо», – замечает режиссер Вадим Абдрашитов.
В 1945 году ему поручили возглавить съемки документального фильма «Берлин». Последние дни Рейха, подписание акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил – Райзман старался не упустить ни одной детали. Работая над фильмом, отсмотрел тридцать тысяч метров отснятой пленки и двадцать тысяч – трофейной. Режиссер жалел лишь об одном: когда он вез отснятый материал в Москву, то не взял на борт самолета оператора. Когда летели, небо внизу пылало огнями победного салюта, ослепляя пилотов. А какие могли получиться кадры! «То, что отдача на каждой его картине была сверх меры, это факт. При его внешней выдержанности, отсутствии эмоциональности, отрешенности, отдача картине, реализации замысла была предельной», – добавляет Вадим Абдрашитов.
Элегантный, строгий, подтянутый и чуть отстраненный. Юлий Райзман на съемочной площадке никогда не повышал голос и при этом оставался человеком бескомпромиссным. «У него все было разведено по миллиметрам – шаг вправо, шаг влево. И, конечно, он не допускал текстовой импровизации. Там был хороший сценарист, приходилось говорить слово в слово», – продолжает Алексей Блохин.
Райзман долго репетировал с актерами, добиваясь от них особого настроения. «Все картины вызывали шквал реакций самых разных. Его практически топтали за картину "А если это любовь?". Когда любовь, первое нежное робкое чувство, просто ломалась, была исковеркана», – рассказывает Абдрашитов.
Фильмы Райзмана хрестоматийны. По ним можно изучать не только историю советского кино, но и историю страны; через судьбы вымышленных героев уловить подлинную атмосферу времени. Тридцатые годы нельзя представить без фильмов «Летчики», сороковые – без «Машеньки», пятидесятые – без «Коммуниста», шестидесятые – без фильма «Твой современник», семидесятые – без «Странной женщины», восьмидесятые – без «Частной жизни»и «Времени желаний».
|