Правительство РФ учредило комиссию для проверки законности продаж предметов искусства, проводившихся в Советском Союзе в 1920-х и 1930-х годах. Об этом информационному агентству Bloomberg сообщил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
«Президент Медведев поручил комиссии выяснить, насколько продажа предметов искусства из музейных собраний соответствовала законам того времени», – сообщил Пиотровский.
После прихода к власти в 1917 году большевики национализировали частные коллекции и церковное имущество. Конфискованы были и произведения западноевропейской живописи, и изделия Фаберже, и ювелирные украшения, и иконы.
Часть конфискованного была уничтожена, часть попала в государственные музеи, в том числе в Эрмитаж. Кроме того, Советское правительство активно продавало объекты искусства за рубеж для того, чтобы обеспечить валютные поступления.
В числе сотен проданных за границу произведений искусства оказалась, например, «Мадонна Альба» (1511) Рафаэля, которую министр финансов США и страстный коллекционер Эндрю Меллон (Andrew W. Mellon) купил в 1931 году за $1166. Картина принадлежала Эрмитажу.
Помимо «Мадонны Альбы» Меллон купил более двадцати картин из собрания Эрмитажа и в 1937 году завещал их вместе со всей своей коллекцией живописи американскому народу. На основе этой коллекции была создана вашингтонская Национальная галерея искусств (National Gallery of Art).
Осенью 2004 года «Мадонна Альба» впервые со времени ее продажи правительством СССР вернулась в Россию – она демонстрировалась на выставке в Эрмитаже. Тогда Пиотровский заявлял, что законность приобретения картины у него сомнений не вызывала. Гарантии директора Эрмитажа были крайне важны для организаторов выставки с американской стороны.
Каким именно образом Кремль намеревается устанавливать правомерность действий Советского правительства, пока неизвестно. В телефонном интервью Bloomberg представитель пресс-службы Кремля Алексей Павлов сказал, что не располагает какой-либо информацией на этот счет. При этом и Михаил Пиотровский подчеркивает, что он против реституции.
«Эрмитаж не планирует требовать возвращения произведений искусства, – сказал он. – Сейчас это было бы невозможно. Но в то же время мы не собираемся уступать требованиям вернуть произведения искусства, от кого бы эти требования ни исходили – будь то Германия или Русская православная церковь. Музейные ценности, вне зависимости от их происхождения, должны оставаться в составе музейных коллекций», – цитирует Bloomberg директора Эрмитажа.
По-видимому, Пиотровский имел в виду требования вернуть Германии предметы искусства, вывезенные Советской Армией после Второй мировой войны. Эрмитажу принадлежат сотни объектов «трофейного искусства».
Русская православная церковь на протяжении последних 15 лет также добивается от российских музеев возвращения ценностей, конфискованных советской властью церковных ценностей, в том числе икон.
|