В Австрии вспоминают Герберта фон Караяна. В Вене состоялся концерт, посвященный 100-летию со дня рождения легендарного дирижера. Знаменитый Венский филармонический оркестр исполнил несколько произведений классической музыки в Зале Брамса. Именно там в 1934 году за пульт оркестра впервые встал Герберт фон Караян. Он уже был известным в Австрии и Германии дирижером и капельмейстером. Немецкая критика называла его «чудо-Караяном».
О его таланте добиваться от оркестра уникального звука ходили легенды. Вместе с Венским коллективом дирижер провел первый послевоенный концерт в 1946 году. И хотя оркестр никогда не имел постоянного руководителя, в качестве приглашенного дирижера Караян до самой смерти время от времени продолжал участвовать в его концертах и аудиозаписях. Юбилейное выступление оркестра станет своего рода репетицией перед главным событием – традиционным новогодним концертом. Он состоится в том же зале, а за дирижерским пультом будет стоять Даниэль Баренбойм.
*** Легендарный театр «Ла Скала» открыл новый сезон. За торжественной церемонией, по традиции, последовал показ оперы «Дон Карлос» Джузеппе Верди. Теле- и радиоверсия спектакля транслировалась по всему миру. Заглавную партию исполнил американский тенор Стюарт Нейл. Неожиданно для всех он сменил итальянца Джузеппе Филио Ноти. Нейл – один из самых востребованных голосов современной оперы. Он выступал в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в парижской Гранд-Опера и на Зальцбургском фестивале. В середине декабря в Ла Скала состоится премьера балета «Баядерка» Людвига Минкуса в постановке Натальи Макаровой.
Караян Герберт фон. Стать дирижером или измениться
В 2008 году – 100 лет со дня рождения одного из самых выдающихся дирижеров ХХ века Герберта фон Караяна. Он родился 5 апреля 1908 года в Австрии, под Зальцбургом. Многие годы был ведущим дирижёром фестивалей в Зальцбурге, Байрёйте, Эдинбурге, Люцерне, выступал в лучших оперных театрах. В 1955 был назначен пожизненным музыкальным руководителем Берлинского филармонического оркестра как преемник Вильгельма Фуртвенглера. В 1957-1964 годах Караян руководил Венской государственной оперой. Он основал Пасхальный фестиваль в Зальцбурге, поставил фильмы: «Паяцы», «Кармен», «Девятая симфония Л. Бетховена». Герберт фон Караян сотрудничал с Франко Дзеффирелли, с которым поставил в Ла Скала оперы «Богема» и «Травиата».
В 1969 году маэстро Герберт фон Караян учредил Фонд своего имени, на средства которого и теперь проводятся конкурсы молодых дирижёров и оркестров. В 1983 году ЮНЕСКО учреждён Международный приз имени Караяна за заслуги в области развития музыкального искусства.
Он был не просто знаменитым дирижером, он был настоящей звездой. Оперная певица Криста Людвиг вспоминает: «Времена были другие – 1950-60-е годы. Сегодня они заставляют нас улыбаться. У него был "Мерседес" последней модели с дверями, которые открывались вверх, самолет, яхта в Сен-Тропе с мачтой выше, чем церковная колокольня. Все, как и должно быть. Конечно, у него должна была быть и красавица жена. Сегодня в обществе такую звездную роль играют супермодели, но в то время в Австрии и Германии звездой был Караян».
Герберт фон Караян: «Я родился под Зальцбургом, но по происхождению я грек, мои родители были дизайнерами ткани. Наша семья переехала в Германию из Греции, но затем часть семьи осела в Вене. Мой отец был хирургом и директором больницы. Он любил музыку и хотел даже стать музыкантом, но у него не вышло, поэтому он радовался за меня. Моя мама не так много знала, но многое чувствовала изнутри. Она была настоящей вагнерианкой. Бывает такой момент, когда понимаешь: что-то, что скрыто в глубине души, может быть талантом.
Я играл на публике уже в четыре с половиной года. И не мог вынести, что мой брат делает что-то, чего я не умею. Он первым начал обучаться игре на фортепиано, потому что был старше. Я был не в состоянии это перенести, прятался под роялем и слушал все его уроки. В 15 лет я повсюду слышал одно и то же: "Ты слишком молод, слишком мал, слишком слаб, а твой брат большой и сильный". Это мне очень помогало. Я начал заниматься и через два месяца догнал его. Я поехал в Вену, где жил один великий учитель, оказавший мне самую большую услугу в жизни. Через три месяца он сказал мне: "Послушай, то, что у тебя в голове, невозможно сыграть двумя руками. Становись дирижером или изменись, иначе быть беде, иначе случится катастрофа". Возможно, именно из-за него теперь я многое делаю для молодежи. Я был потерян: я хотел многому научиться, а рядом никого не было. В конце концов, я решил дать концерт, чтобы посмотреть, смогу ли я добиться успеха.
Затем, в 18 лет началась моя карьера дирижера в маленьком немецком городке Ульм с его знаменитым собором. Я провел восемь лет в Ульме, и столько же в Ахене. 16 лет подряд я должен был ставить по пять-шесть опер в год. Конечно, в провинциальных театрах, таких, как оперный театр Ульма, у нас не было дирижера-репетитора. Там я занимался всем: дирижировал оркестром, певцами и хором. Там я имел дело и с начинающими музыкантами, некоторые из которых не умели даже читать по нотам. Но чтобы понять, как дирижировать, требуется от 15 до 20 лет. Это понимание приходит не сразу, необходимо проиграть весь репертуар. Я учился в Вене в совершенно другой атмосфере, и для меня сотня музыкантов – это было нормально. И когда я слышал, как "Лоэнгрина" играет всего одна труба, нужно было работать в таких условиях. Мне повезло, у меня был режиссер, который сказал: "Вы хорошо знаете, что мы вынуждены работать очень примитивными средствами". Он нас приучил, что мы - ничто, а музыка - все».
К 100-летию со дня рождения Герберта фон Караяна телеканал «Культура» показывает документальный фильм «Красота, как я ее вижу» о выдающемся дирижере. В фильме о Герберте фон Караяне рассказывают члены его семьи - жена и дети, а также дирижер Саймон Рэттл, пианист Евгений Кисин, скрипачка Анна-Софи Муттер и оперная певица Криста Людвиг. Будут показаны кадры из семейного архива. Смотрите фильм 5 апреля в 16:45. В воскресенье, 6 апреля, Герберту фон Караяну будет посвящен один из сюжетов программы «Музыкальный киоск», которая выйдет в эфир в 12:40. 8 апреля в 18:15 вы сможете услышать «Картинки с выставки» Модеста Петровича Мусоргского в исполнении Берлинского филармонического оркестра. Дирижер Герберт фон Караян. Концерт представлен в рубрике «Собрание исполнений».
|