Семь лет назад начало нового тысячелетия было ознаменовано рождением нового мультикультурного проекта. Сегодня международная ярмарка искусств Art Basel Miami Beach в представлениях не нуждается. Ежегодно она собирает во Флориде художников и галеристов со всего мира.
Майами – курортный город на берегу Атлантического океана. Кажется, праздник прописался там с появлением первых жителей. Вот уже семь лет подряд в начале декабря, когда под пальмами вырастают заснеженные рождественские елки, вечно бархатный сезон на несколько дней отпускает туристов с пляжей. Туда приходит Art Basel Miami Beach – главное арт-событие США и одна из самых престижных в мире ярмарок современного искусства.
Россия в этом году представлена в параллельной программе. В Bass Museum – старейшей галерее города Майами – можно увидеть работы двадцати трех художников, постсоветское искусство и «Русские мечты». Эту выставку курирует директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова. «Есть у нас две идеологические тенденции. С одной стороны, и Россия, и мир наполнены агрессией. Ее надо как-то усмирять. Вторая тенденция, которая здесь присутствует, и о ней все говорят, это интимная, невероятно теплая часть русской души», – отмечает она.
Агрессия России и ее загадочная душа стали предметом размышления художников. Они ведут друг с другом диалог из отсеков, расположенных по обеим сторонам диагонали, пронизывающей пространство галереи. Эту идею архитектор Юрий Аввакумов позаимствовал у Константина Мельникова, который спроектировал советский павильон для Парижской выставки 1925 года. «Искусство с начала ХХ века концептуализируется. Это гонка идей. Теперь каждый художник – это большой мир, это его концепция жизни», – продолжает Ольга Свиблова.
Две таких концепции открывают экспозицию: «Мавзолей» Юрия Аввакумова и «Демократия» Андрея Молодкина. Символ тоталитарной советской империи – сооружение из домино. Неприглядное содержание прячется за фальшивым блеском кристаллов Сваровски. А «Демократия», оказывается, ничем не лучше. Это всего лишь утопическое слово, питающееся нефтью. Кстати, «черное золото» на выставке настоящее.
Николай Полисский, наверное, как никто другой умеет напомнить о душевной теплоте. Его «русская мечта» прилетела из прошлого, навеянная полотном Саврасова. Деревянные грачи разместились на крыше выставочного зала. «Когда человеку интересно искусство, он начинает об этом думать, делать какие-то выводы, рассказывать мне, и все это обрастает каким-то мифом. Для меня это невероятно важно. Поэтому любовь зрителя, его активное отношение – мне очень нужен зритель», – признается художник.
Утопия Алексея Костромы стала олицетворением идеи выставки на афише. «Оперенная агрессия» – пятиметровая пушка времен Великой Отечественной войны – реагирует на появление человека, миролюбиво склоняя дуло.
Разумеется, «Русские мечты» не могут обойтись без волшебной сказки. «Частная Луна» Леонида Тишкова – визуальная поэма о человеке, который нашел Луну. Она упала с неба, он провел с нею всю жизнь.
Чудесная стеклянная коробка Александра Бродского – напоминание о детской игрушке. «В детстве у меня была игрушка – пластмассовый шарик. Там был лес, ежик шел... Если его потрясти, там шел снег. Я очень ее любил, но в течение жизни она куда-то пропала. Я очень долго хотел сделать что-то на эту тему», – рассказывает Бродский.
Аквариум с ночным городом – шкатулка с сюрпризом. Ей противостоит «Котлован» Хаима Сокола. Образ вечного, но катастрофически тщетного желания людей построить лучшую жизнь.
Диагональ, которая разделяет пространство галереи, это символ движения вперед. Здесь движение неизбежно ведет в одну точку – большую русскую утопию. В ней пронзительно звучат отголоски реальности – эпохальных побед и поражений, сиюминутных радостей и печалей. Пока эти художественные фантазии обретают жизнь в глазах зрителей в Майами, в городе вечного лета, в другой точке земного шара – там, где рождаются русские мечты, вальсирует зима и кружит декабрьский снег.
|