«Театр должен говорить о добром и вечном», – утверждает новый художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас. «Беседой о вечности» можно назвать и сегодняшнюю премьеру вахтанговцев. Две одноактные пьесы современных европейских авторов – «Последние луны» Фурио Бордона и «Тихая ночь» Гарольда Мюллера – режиссер представил как спектакль в двух действиях. Постановка задумывалась как бенефис двух вахтанговских звезд – Ирины Купченко и Василия Ланового, и все же главным основанием для необычного режиссерского решения стала тема, объединяющая обе истории. Современное российское общество предпочитает не задумываться о неизбежном финале «праздника жизни».
В пьесе «Последние луны» читается банальный, хрестоматийный конфликт отцов и детей: сын отправляет отца, героя Василия Ланового, в дом престарелых. В «Тихой ночи» героиня Ирины Купченко уже живет там и отчаянно ждет Рождества – волшебного времени, когда сын забирает ее оттуда. На самом деле, эту историю можно трактовать совсем по-другому: как повествование о том, как страшно и одиноко стареть, и в то же время, как это естественно, неизбежно и прекрасно. «Их праздник жизни продолжается. Он не заканчивается, даже когда меняются обстоятельства. Труднее всего начать жизнь снова, может быть, поступить иначе», – говорит Туминас.
Вообще, в современном обществе тема старости редко пробивается к зрителю. В театре и кино куда как проще говорить о проблемах полового созревания. «Хватит ржать, как сказали в фильме "12" у Михалкова. Давайте уже серьезно подумаем и Новый год встретим с добрыми побуждениями и переоценим наше отношение к родителям, к ветеранам», – призывает заслуженная артистка России Елена Сотникова.
Римас Туминас, конечно, не остросоциальный режиссер. К тому же он склонен поэтизировать ожидание или предчувствие смерти. Он будто рассказывает страшную, пронзительную сказку к Рождеству. Как «Девочка со спичками» у Андресена.
Совсем по-другому показывает будни пожилых людей Алвис Херманис в своем знаменитом спектакле «Долгая жизнь», в котором играют молодые актеры. На них совсем нет грима, но они аккуратно и точно воссоздают пластику стариков. Без лишней сентиментальности. Режиссер практически документально передает быт и даже запах пожилых людей.
А вот в театральном проекте француза Дидье Руиза участвуют реальные герои – те кому за семьдесят. Они сами рассказывают со сцены свои истории. Спектакль показывали на только что завершившемся фестивале NET.
В немецкой картине «На девятом небе» режиссер Андреас Дрезен обнажает не только души, но и тела возрастных персонажей. Они встретились и полюбили друг друга, и даже возраст не стал помехой для интимных отношений. Немецкий режиссер показывает это с отчаянной смелостью, ведь старость кажется неполиткорректной темой. Современному молодому зрителю неприлично и страшно даже думать об этом, не то, что смотреть в кино или театре.
Римас Туминас(р. 1952), литовский театральный режиссер. Родился 20 января 1952 в г.Кельме (Литва). В 1970-1974 учился в Литовской Консерватории. В 1978 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс И.Туманова). Его первым спектаклем стал Январь болгарского драматурга Й.Радичкова (1978) в Театре драмы Литовской ССР, а первой московской постановкой — Мелодия для павлина О.Заградника (1979) в Театре им. К.С.Станиславского. Соединяя трудносоединимое (в том числе концертность исполнения с ансамблевостью постановки), режиссер дал критике повод писать о "гармонии дискомфорта" в его ранних спектаклях. По словам рецензента журнала "Театр", характер режиссуры Туминаса "принадлежит литовской школе, неторопливый, без крика, без резких тонов, с ее любовью к мелочам, с ее мягкостью или неожиданной взрывчатостью при внешней сдержанности, с ее умением создавать атмосферу спектакля, реальную и мистериальную одновременно". Отмечалось и отсутствие в постановках Туминаса актерских неудач, его умение работать с исполнителями.
С 1979 по 1990 режиссер работает в Государственном академическом драматическом театре Литвы, с 1994 — его главный режиссер (в 1998 театр обретает статус Национального). В 1999 Туминас покинул театр (последними спектаклями стали Царь Эдип Софокла, 1998, и Ричард III Шекспира, 1999). Поставил более 20 пьес в различных театрах Литвы и за границей (из зарубежных работ — чеховские Дядя Ваня (1992) и Чайка (1993) в Финляндии, Дон Жуан Мольера в Исландии, 1995). Одна из постановок на Малой сцене драматического театра Литвы — спектакль Здесь не будет смерти (1988) по мотивам жизни и творчества литовского поэта Паулюса Ширвиса (р. 1922). Пьеса, затронувшая проблемы послевоенного развития Литвы, была написана самим Туминасом в соавторстве с поэтом В.Кукуласом. Здесь смешивались стихи Ширвиса, отклики на послевоенную духовную ситуацию, биографические аллюзии, цитаты из прозы Дж.Лондона. Значимы были не столько слова, сколько эмоциональный настрой, инстинктивность движений: "Спектакль… ничего не утверждает и не опровергает. Он только честно свидетельствует" (из текста буклета к спектаклю).
В 1990 Туминас основывает Малый театр Вильнюса. Здесь им были поставлены Вишневый сад Чехова (1990), Галилей Б.Брехта (1991), Улыбнись нам, Господи Г.Кановичюса (1994), Маскарад М.Лермонтова (1997), гастролировавшие за рубежом (Финляндия, Швеция, Польша, Исландия и др.)
Спектакли Туминаса — успешные участники фестивалей "Международная прибалтийская театральная весна", "Балтийский дом", "Life", "Контакт", "Международный театральный фестиваль им. Чехова" и др.
После успешного показа в Москве в рамках III фестиваля им. Чехова спектакля Маскарад (критики отмечали "цельность эстетического пейзажа" и редкую степень свободы в обращении литовского режиссера с чужой классикой), ставшего лауреатом российской национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучший зарубежный спектакль 1998 года", Туминас был приглашен на постановку театром "Современник", где в 2000 выпустил спектакль Играем…Шиллера! по пьесе Фр.Шиллера Мария Стюарт. "Литовцы любят разного рода мистификации", — утверждает Туминас и создает спектакль (слово "игра" в названии не случайно), в котором играет решительно со всем: с предметами реквизита, актерскими возможностями, зрительскими ожиданиями. Более же всего — с привычным представлением о том, какой надлежит быть трагедии в наши дни.
Критика порой упрекает Туминаса в излишнем пристрастии к трюкачеству, в злоупотреблении отдельными режиссерскими "находками" в ущерб смыслу целого, неизменно отмечая красоту и смелую метафоричность его театральных созданий.
Визуальная сторона спектакля с каждым годом становится все более значимой для Туминаса. Если поначалу режиссер работал с разными художниками (А.Капяжинскас, И.Попов, В.Идзелите, Р.Дауноравичене), то в последние годы он отдает предпочтение художнику-соавтору А.Яцовскису. Хранится верность и композитору Ф.Латенасу.
Недавние работы Туминаса свидетельствуют об ужесточении взглядов и мироощущения режиссера: неуютная черно-серо-коричневая гамма красок в спектаклях, будоражаще-тревожная музыка, балансирование героев между жизнью и смертью, не "гармония дискомфорта", но хаос, разлад, обреченность.
В 2007, после смерти М.Ульянова, он принял предложение Федерального агентства по культуре и кинематографии и дирекции Театра им.Вахтангова стать художественным руководителем театра.
|