За неделю до первого показа «Каменного цветка» на сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко Юрий Григорович продолжает вносить в балет Прокофьева всё новые акценты. Постановка не должна стать слепком с необыкновенно успешного спектакля Кировского театра, который хореограф создал ещё в 57-ом году. Презентация вновь выращенного «Каменного цветка» назначена на 12 декабря.
Кто выжил, тот знает: если Юрий Григорович мечет гром и молнии, это не значит, что «Каменный цветок» у него не выходит.
Мария Семеняченко, артистка балета: «Очень болеет за артистов, орет так, что иногда уж даже невозможно, но все в благих целях».
Юрий Григорович со свойственной ему строгостью воспитывает новую Хозяйку Медной Горы.
Состав в «Каменном цветке» – молодой. Для Марии Семеняченко Хозяйка Медной горы – первая ведущая партия. Так же как и партия Катерины для Оксаны Кардаш.
Алексей Любимов, исполняющий партию Данилы-мастера, опытней своих партнерш на одну главную роль: в прошлом сезоне танцевал Треплева в «Чайке» Джона Ноймайера. У него есть возможность сравнить новую классику с открытиями, которые Григорович сделал полвека назад.
Алексей Любимов, артист балета: «Перекладывая эту хореографию сегодня на себя, я понимаю, что и 50 лет назад русский балет был впереди планеты всей. Вещи здесь есть безумно сложные».
В биографии Григоровича «Каменный цветок» занимает особое место. Именно с этого балета началась карьера балетмейстера и новая эпоха в советском балете. Новаторскими в 57 году были симфонизм коллективных сцен, сочетание классики с характерным танцем и драматическая наполненность хореографии. Этот урок Григоровича и ныне нов.
Мария Семеняченко, артистка балета: «Так как он человек старой закалки, все спектакли по Станиславскому, не важно получается ли поддержка, главное не выходить из образа».
Оксана Кардаш, артистка балета: «Самое первое, что я научилась, думать над каждым нюансом».
У исполнителей ведущих партий великие предшественники: Майя Плисецкая и Николай Фадеечев, Ирина Колпакова и Анатолий Гридин, Владимир Васильев и Екатерина Максимова. А у хореографии балета «Каменный цветок» такой ярко выраженный сказочный и национальный колорит, что успех, по крайней мере, у детей и туристов ему обеспечен.
Григорович Юрий: "Открывать ресурсы смысла и красоты"
Юрий Григорович родился 2 января 1927 году в Ленинграде. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А.Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева. По окончании училища был принят в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова - Мариинского, - солистом которого оставался до 1961 года.
«Я хорошо помню Григоровича-танцовщика, - вспоминает знакомая хореографа, театральный критик, журналист и фотограф Нина Аловерт. - Кроме высокого "стреляющего вверх" прыжка, он обладал экспрессией танца, пластической выразительностью. На него ставил Леонид Якобсон, хорошо понимавший актерские индивидуальности: так, исполнение Григоровичем Ретиария в "Спартаке" ставило танцовщика в один ряд с другими незабываемыми исполнителями этого балета. Хорош он был и в роли Шурале в одноименном балете Якобсона: таинственный лесной "черт", пластичный и изменчивый, как очертания деревьев в сумрачном заколдованном лесу...»
Название фильма, показ которого приурочен к 80-летию Мастера, напоминает о втором (после «Каменного цветка») и, пожалуй, самом знаменитом балете Григоровича – о «Легенде о любви». Оба балета -и «Каменный цветок», и «Легенда» - в жизни хореографа сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти этого выдающегося театрального художника; во-вторых, за Григоровичем закрепилась репутация хореографа-новатора. А самую ценную, по его собственному признанию, похвалу Григорович услышал из уст учителя Федора Лопухова: «Если Вы собираетесь и дальше так ставить, я одобряю». В «Легенде о любви» оказалось столько открытий, что ее сочли чуть ли не эстетической революцией. О главном из них искусствовед Поэль Карп написал: «"Легенда" восстала против подчинения балета драме и стала балетной драмой, не перестав быть балетом».
С 1961 по 1964 годы Юрий Григорович - балетмейстер в театре имени Кирова. В 1964 он принял предложение занять пост главного балетмейстера Большого театра и оставил эту должность (в 1988 году должность «главный балетмейстер» была переименована в «художественный руководитель балетной труппы») только в 1995 году.
«Хореография - это пена на губах оратора», - сказал однажды знаменитый американский балетный критик Клайв Барнс. Судьба Григоровича, о котором Барнс говорит, опасаясь за утрату наследия «одного из гениев мирового балета ХХ века», служит подтверждением этого высказывания. К счастью, эти опасения можно считать беспочвенными: спектакли в постановке Григоровича занимают достойное место и в репертуаре Краснодарского театра балета, с которым хореограф сейчас плотно сотрудничает, и на сцене Большого театра.
«Я не знаю, каким путем пойдет балет, встретит ли он в ХХI веке полное приятие, поддержку или будет отвергнут, – говорит Юрий Григорович в одном из интервью. - Лично я пытаюсь по мере сил благоприятствовать классическому направлению в современном театре. Мы приветствуем все новое, но вглядываемся в него с высокого берега классического балета, который Игорь Стравинский так верно назвал "торжеством порядка над произволом". Классика сегодня требует памятливости и коллективной дисциплины. В этом залог ее жизнеспособности. Мы верим в сочинения старых мастеров как в живые образцы хореографического творчества. Верим в универсальность их содержания и языка и не думаем, что эти балеты требуют нарочитой актуализации или радикального обнажения смысла. В то же время мы считаем, что в классике необходимо открывать новые ресурсы смысла и красоты. Зрители нас понимают».
|