Новый спектакль Франка Касторфа называется «Fuck off, America». Сделан он так же, как сделаны и другие его спектакли — в колкой, нарочито раздрызганной, дискомфортной манере. Сценография — напоминающие знаменитую футуристическую комнату Курта Швиттерса мобильные конструкции из белых асимметричных и довольно громоздких щитов. В основе постановки — почти хаотичный монтаж фрагментов прозы и публицистики Эдуарда Лимонова, простроченный песнями-балладами в духе брехтовских зонгов. Тексты песен взяты из разных поэтических сфер — от Уитмена до Sex Pistols.
В полном соответствии с привычками Касторфа герои спектакля охотно позируют в рванье, не стесняются своих естественных отправлений, вовсю демонстрируют сексуальную безответственность и глотают отвратные (на наших глазах и в совершенно антисанитарных условиях приготовленные) коктейли, зримый аналог тех идеологических коктейлей, что плещутся в их головах. Одним словом, перед нами политическая сатира. Злая. Оскорбительная для автора произносимых текстов. И не только для него.
В спектакле в кучу свалены высказывания Муссолини, отсылки к Гитлеру, Троцкому, Мао, Кастро, Ленину, Че Геваре и Уго Чавесу. Действительно, нельзя отрицать, что мотивации у этих персон были общие — неприязнь к западной демократии и приверженность к экстремизму, и спектакль отмечает их сходство с Эдичкой. Но из постановки «Фольксбюне» очевидно, что, в отличие от многих политически радикальных личностей, Лимонов почти не скрывает своего нарциссизма, тщеславия, властолюбия, страха перед забвением и одиночеством. Например, по логике Касторфа, Америка ненавистна Лимонову потому, что там его просто не принимают. Его ультралевые взгляды могут встретить понимание лишь на задворках больших городов. И идеология тут, в сущности, ни при чем.
«Что меня действительно привлекает, — говорит одна из подруг героя в спектакле Касторфа, — так это коммуна, вооруженный клан, партизанский отряд, религиозная секта. Я могу жить с Крисом, с Карол, да с кем угодно — с любым свободным, равноправным человеком, который спасет меня от этого проклятого одиночества».
Но самое интересное вот что. Этот яростный театральный памфлет, направленный против одного из самых агрессивных критиков буржуазного общества, сочинил не кто-нибудь, а Франк Касторф, в своем антиамериканизме и антибуржуазности вроде бы родственный Лимонову. В спектакле есть эпизод, в котором на сцену выносят флаг «нацболов», и зрители видят, что он до смешного похож на флаг «Фольксбюне». Если уж сам Касторф, театральный левак, увешавший площадь перед своим театром красными флагами, так беспощаден к страстному борцу с общественными институтами, значит, мы, похоже, имеем дело с новым явлением — с закатом политического экстремизма. Посмеявшись над Эдичкой, Франк Касторф посмеялся и над своими собственными, теперь уже, видимо, былыми идеалами.
|