На крупнейшем международном форуме российских драматических спектаклей как не было, так и нет.
Шотландской столицей, как это случается всякий август, вновь завладела фестивальная горячка. Эдинбургский международный фестиваль, открывающийся сегодня, лишь малая часть айсберга. Дело в том, что Эдинбург претендует на звание столицы не только Шотландии, но и всех без исключения искусств. Поэтому каждое лето этот амбициозный город становится средоточием сразу нескольких фестивалей. Здесь найдется место всему — и классической музыке, и книжной ярмарке, и кинофестивалю, и даже конкурсу военных оркестров Military Tattoo. Но все-таки самая ожесточенная схватка вот уже много лет идет между двумя структурами — академичным Эдинбургским международным фестивалем и демократичным «Фринджем». Воюют они с не меньшим ожесточением, чем некогда Алая и Белая розы.
Шумный и многолюдный «Фриндж» стартовал пять дней назад, но зато и закончится чуть раньше. Главная магистраль Фринджа — пешеходная улица Эдинбурга Royal Mile, на весь август отданная во власть праздной толпы, уличных комедиантов и театральных зазывал. Что касается Эдинбургского международного фестиваля, то он действует без уличного шума и уличной пыли, предпочитая закрытые пространства театров и концертных залов.
В последние два года, после того как консервативного директора Эдинбургского фестиваля Брайана Мак-Мастера сменил более либеральный Джонатан Миллз, противостояние двух равноуважаемых фестивалей несколько ослабло. 45-летний австралиец не стал затевать революций, зная о прохладном отношении британцев ко всяким революциям, в том числе и вкусовым. Но кое-что в программной политике изменилось. Не замыкаясь на западноевропейском театре, фестиваль теперь заглядывает во все части света, включая Азию и Восточную Европу.
В этом году, например, фестивальная публика сможет составить вполне адекватное представление о сегодняшнем польском театре. Сюда приезжают два наиболее заметных представителя новой режиссерской генерации Польши — Кшиштоф Варликовский и Гжегож Яжина. Правда, оба они привозят спектакли, уже покатавшиеся по европейским фестивалям, так что на право первой ночи Эдинбург здесь претендовать не может. Один из этих спектаклей — «Психоз 4.48» Сары Кейн в постановке Гжегожа Яжины — несколько лет назад, кстати, побывал и в Москве на фестивале NET. Что касается Варликовского, то он покажет «Диббук», в котором знаменитая пьеса Ан-ского [С.А. Рапопорт. — OS] (вспомним спектакль Вахтангова «Гадибук» по этой еврейской легенде) соединена с повестью польской писательницы Ханны Краль.
Желая доказать, что Эдинбург не намерен пробавляться одними лишь крохами с афиш других европейских фестивалей, Джонатан Миллз организовал сразу два эксклюзивных события. Немец Хайнер Геббельс покажет здесь свой новый спектакль «Я пошел к дому, но не вошел» по текстам Томаса Элиота, Мориса Бланшо и Сэмуэля Беккета, а британский хореограф Мэтью Боурн — собственную версию «Дориана Грея» по мотивам романа Оскара Уайльда.
Российских драматических спектаклей на фестивале не ищите — их нет. Впрочем, уязвленные патриотические чувства наверняка улягутся при взгляде на оперную часть фестивальной афиши, где главным гвоздем служат спектакли Мариинского театра. Валерий Гергиев лично продирижирует оперой Кароля Шимановского «Король Рогер» в постановке Мариуша Трелиньского. Оперы «Алеко» Рахманинова, «Семен Котко» Прокофьева и «Очарованный странник» Родиона Щедрина пройдут на Эдинбургском фестивале в концертном исполнении.
|