К Алексию Второму обращали взоры не только верующие христиане. Его слово было важным для общества. Благодаря личным усилиям Патриарха удалось смягчить, а в некоторых случаях и избежать острых социальных потрясений, выпавших на долю страны и народа. О большом подвижническом пути Алексия Второго рассказывают «Новости культуры».
Черно-белые фотографии с семьей на берегу Чудского озера, с отцом – протоиереем Михаилом Ридигером. Сегодня его называют человеком-эпохой в истории русской церкви. Он родился в семье эмигрантов, в Таллине. В шесть лет разливал крещенскую воду, и уже знал все богослужение наизусть. Алексий Второй однажды признался: родителей так смущало его рвение, что они отправились просить совета у валаамских старцев. Ему было девять лет, когда состоялось его первое паломничество на суровый остров.
На Валаам, где начинался его духовный путь, он вернулся только в конце 1980-х в статусе митрополита Ленинградского и Новгородского. Его визит тогда назвали первым этапом в восстановлении обители. Впрочем, его имя для многих стало синонимом возрождения. Он с успехом сдал экзамены в Ленинградскую духовную семинарию. Правда, с первого раза его не приняли, ведь ему не исполнилось восемнадцать лет. Зато потом взяли сразу на третий курс. Епископом он стал в 1961 году, когда на церковь опустилась новая волна гонений. Он вспоминал, как текст проповеди отправляли на контроль чиновникам, как пришлось отстаивать Пюхтицкий монастырь – единственный женский монастырь в Эстонии, как по кирпичикам сами верующие строили храмы, как стране возвращали ее святыни – заступницу России, икону Казанской Божьей матери или колокола Свято-Даниловского монастыря.
Ему пришлось пережить немало трудностей. Он стал Патриархом в непростое для страны время, в 1990 году, когда казалось, менялось все. Это время он называл вторым крещением Руси, вторым возрождением духовной жизни. При нем был возведен главный символ этого возрождения. В самом центре Москвы был восстановлен Храм Христа Спасителя. Год назад в этом храме он успел совершить то, чего так долго ждали и назвали потом историческим событием. Алексий Второй и митрополит Лавр, первоиерарх Русской Церкви за рубежом, подписали акт о каноническом общении, о единстве Русской православной церкви.
Доктор богословия, главный редактор Православной энциклопедии, автор сотен работ на церковные и исторические темы, он создал систему духовного руководства для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, не раз брал на себя миссию миротворца во время многих военных конфликтов. О смерти пятнадцатого Предстоятеля Русской православной церкви сегодня звонили колокола шестисот храмов Москвы.
|