Особенность музыкальных инструментов, созданных руками крупных мастеров, заключается в том, что они не подвластны времени. С годами может меняться техника исполнения, форма инструментов, но неизменным остается главное – ожидание идеального звука. Звучание отреставрированных и оптимизированных инструментов из экспозиции Музея театрального и музыкального искусства убедительно доказывает это утверждение. В Шереметевском дворце идут уникальные концерты, посвященные столетию Музея.
В конце XVII века скрипку, на которой играет Александра Коробкина сделал сын великого Страдивари – Франческо, ее звучанием наслаждался Глинка, а в тридцатых годах прошлого века она стала акустическим эталоном для серийных выпусков на фабриках Советского Союза. Скрипачка пытается задеть самые чувствительные струны души старинного инструмента. «Я только вчера первый раз увидела эту скрипку, не было времени к ней привыкать. Она такая, со своеобразным характером, не очень удобно на ней играть, но звучит здорово!» – отмечает исполнительница.
Он нервничает, когда проходит через узкие двери – вдруг повредит корпус. Все репетиции проходят под неусыпным контролем смотрительницы. Эта виолончель принадлежала Николаю Второму. Император очень любил музицировать. Инструмент прекрасно сохранился, но перед концертом все равно пришлось немного его переделать. На четыре сантиметра удлинили штык. Раньше опорный стержень у виолончелей был короче, и современный музыкант с непривычки может сделать ошибку. «Существует огромное количество замечательных инструментов, которые звучат каждый день на лучших концертных площадках, ну а таких инструментов ручной работы очень мало, и если люди будут смотреть на них как на музейный экспонат, это в чем-то интереснее», – считает музыкант Алексей Стадлер.
Музею было непросто отдать подлинники в руки молодых музыкантов. Должны ли вообще звучать бесценные инструменты? Некоторое время назад в Петербурге об этом спорили пятьдесят специалистов из двадцати пяти стран мира. Мнения разделились. Сегодня каждый музей распоряжается сокровищами по своему усмотрению. Старинный инструмент зазвучит, если он не изношен, не поврежден древоточцем и микротрещинами. Скрипки и виолончель готовили к этому выступлению на протяжении нескольких лет. Необычную практику обещают продолжить, ведь в фондах хранится более трех тысяч музыкальных инструментов.
|