Иконы иногда называют проводниками в духовный мир. Реставрация образа Святых равноапостольных Константина и Елены доказала, что икона может быть и проводником в глубины истории. Образ, написанный знаменитым иконописцем Федором Рожновым, попал на стол реставратора впервые за триста лет. Скоро творение будет возвращено в Успенский собор Кремля, но не только как объект художественного и религиозного значения. Эксперты предполагают наличие в нем духовного послания патриарха Адриана молодому царю Петру.
Невероятно, но факт. Икона «Святые равноапостольные Константин и Елена» сохранилась замечательно. Прекрасно читались даже тексты, выполненные сусальным золотом, что является редкостью. Такая сохранность, в принципе, не характерна для кремлевских икон, которые были предметом постоянного поклонения и поновления. «Эта икона сохранилась очень хорошо. Были только напластования лаков и олифы, которой ее покрывали, чтобы освежить», – рассказывает реставратор иконы Владимир Сарабьянов.
Икона Федора Рожнова – это часть триптиха, который находился в Успенском Соборе. Образ святых Константина и Елены располагался напротив царского моленного места, поэтому ни одна деталь шедевра не может быть случайной. Специалисты находят в этой иконе много исторических подтекстов. Первые цари-христиане в России всегда считались образцами правителей. «Константин и Елена здесь изображены в облачении русских государей. Это прямая аллегория на правящего государя, каким он должен быть», – замечает младший научный сотрудник Музеев Московского Кремля Алексей Барков.
В руках у византийских царей – русские царские регалии. Это символ преемственности и богоосвященности православной власти. Стихотворный текст утверждает, что Крест – основа миропорядка. В сочетании с двумя другими иконами – «Воскресение Христово» и «Распятие с апостольскими страданиями» – этот шедевр носит ярко выраженный назидательный характер. «Учитывая сложные отношения между Адрианом и Петром, можно утверждать, что этот триптих был своеобразным посланием царю, но остался без ответа, так как будущий император был занят другим», – продолжает Алексей Барков.
Константин и Елена стоят на лужайке. Изображения цветов – дань Рожнова модным в то время тенденциям голландской живописи. Как и детальная прорисовка. Но самое интересное, что Кремлевская икона одна из немногих, где византийские цари изображены только вдвоем. Обычно рядом с ними находились правящие государи. Но и здесь все не так просто. «У меня все время было ощущение, что икона имеет портретные черты. Только непонятно, с кем, потому что никаких документов нет. Но эти изображения чрезвычайно портретные», – говорит Сарабьянов.
Икона будет путешествовать по выставкам, а затем вернется в Успенский собор. Возможно, там будет воссоздан весь триптих.
|