В завершении фестиваля NET режиссер Андреас Кригенбург и мюнхенский театр «Каммершпиле» представили неординарную версию чеховской пьесы «Три сестры». Поразив этим спектаклем германский театральный мир, театр «Каммершпиле» взял курс на Москву. Немецкий взгляд на русскую классику. Этой постановкой завершается десятый фестиваль «Новый Европейский Театр». Завершается вполне эффектно.
Их героини так мечтали о Москве, и вот они здесь. Утро первого дня они проводят в музее МХТ. Днем – репетиция, а вечером на сцене опять звучит: «В Москву! В Москву!». Спектакль начинается со встречи двух актеров перед железным занавесом, живо обсуждающих, что один из них играет в постановке Андреаса Кригенбурга. Потом, собственно, идет сама постановка.
Истеричный, даже эксцентричный монолог Ольги кажется странным. Дальше – больше. С потолка как будто обваливается штукатурка, а на самом деле, это посыпались орехи. Ольга достет куклу, надевает большую голову из папье-маше, и все участники невеселых именин Ирины шагают в каком-то жутковатом карнавале. «Чехов – это самое трудное, что можно представить в плане постановки. Его персонажи необычайно драматичные, насыщенные, и в тоже время они просты и наивны, и эти герои далеки от нас. Когда мы видим их на сцене, мы понимаем, как мы изменились и как далека от нас та эпоха», – замечает режиссер Андреас Кригенбург.
Эти героини действительно далеки от нас. Столь не похожие внешне, актрисы после грима будто становятся настоящими сестрами. Длинные темные волосы, выбеленные лиц и чудные головы. Андреас Кригенбург так объясняет свое видение чеховского материала: «Эти куклы-маски для меня имеют очень важный и неоднозначный смысл. Не стоит забывать, что три сестры и их брат очень рано остались без родителей. Потому они еще дети, которые не наигрались в куклы. Куклы как убежище, как возможность спрятаться в тех детских счастливых воспоминаниях».
«Мне очень понравилась эта идея с масками. Сестры, они такие ранимые, хрупкие, как и эти головы. Это подчеркивает зыбкость. К тому же, когда ты прячешься под маской, перестаешь владеть своей мимикой. И эти набившие оскомину – "В Москву! В Москву!" – можно услышать и сыграть по-новому», – считает актриса Катарина Шуберт.
«Я, конечно, говорю с точки зрения Тузенбаха, своего персонажа, но для меня эта пьеса о том, что эти люди просто не решаются жить. У них большие желания и мечты, но они ничего не могут и не хотят делать для их осуществления», – замечает актер Бернд Мосс.
«Три сестры» – это одна из самых любимых чеховских пьес в Германии. Для финала юбилейного фестиваля NET эта постановка подходит как нельзя лучше.
|