В этом году маэстро Юрий Башмет в седьмой раз номинирован на премию "Грэмми". Он считает это смешным и невероятным событием. Юрий Башмет и дирижер Роман Балашов претендуют на премию в категории "Лучшее выступление небольшого ансамбля". "Это смешно и невероятно. Как-то подряд идут у меня номинации. Я, конечно, рад и счастлив, что номинирован, но если я не получу, то не расстроюсь", – сказал Башмет. "С другой стороны, хорошо, что мы работаем, и нас отмечают, номинируют и награждают", – добавил он. По его словам, когда он не получал награды в прошлые годы, "то успокаивал себя тем, что режиссер Вуди Аллен был номинирован на "Оскар" четыре раза и ничего не получил". "У меня началась мания величия, и я стал сравнивать себя с ним. Я успокаивал себя тем, что если уж он не получил награду, то ее вообще получать не обязательно. Главное – номинироваться", – рассказал маэстро.
Американская академия звукозаписи наградила Башмета совместно с камерным оркестром "Солисты Москвы" за лучшее исполнение классического произведения в составе малого ансамбля в начале 2008 года. По признанию музыканта, получив долгожданную статуэтку, он "почувствовал, что судьба все-таки благоволит". Башмет подчеркнул, что дирижер Балашов, который номинирован вместе с ним, является его учеником. "И эта запись состоялась, потому что он выступил как дирижер. Конечно, это приятно", – сказал маэстро.
Из российских музыкантов на "Грэмми" также номинированы дирижер Валерий Гергиев и оперный певец Дмитрий Хворостовский. Два известных россиянина, а также их коллеги Рене Флеминг и Рамон Варгас с оркестром и хором нью-йоркской Метрополитен-опера записали оперу Чайковского "Евгений Онегин". "Гергиев номинирован как выдающийся музыкант и дирижер симфонического оркестра, а Хворостовский – как выдающийся певец. Гергиев и правда по-настоящему лучший, и Хворостовский тоже", – считает Юрий Башмет. Однако маэстро затруднился спрогнозировать победу свою или своих коллег. "Я шесть раз был номинирован, а получил только в последний раз. Хотя я и раньше был лучшим, когда не получил. Поэтому я понятия не имею, какие у нас шансы", – признался музыкант.
Премия Американской академии звукозаписи вручается ежегодно, начиная с 1958 года, за выдающиеся достижения в области звукозаписывающей индустрии. Это одна из четырех самых престижных музыкальных наград в США. В мире музыкантов она считается эквивалентом высшей кинематографической награды – "Оскара". "Грэмми" вручают в 108 категориях по 29 музыкальным жанрам. Победитель в каждой номинации определяется голосованием членов Академии звукозаписи. Награда представляет собой позолоченную статуэтку, изображающую граммофон. Их изготавливают вручную. Церемония вручения премии "Грэмми" пройдет в Лос-Анджелесе 8 февраля 2009 года.
Юрий Башмет. Тайна звука
- Скажите, Евгений Робертович, чем, на Ваш взгляд, отличается «Новая Россия» от других симфонических оркестров?
- Я думаю, что самое интересное отличие этого оркестра от остальных состоит в том, что личность его дирижёра, Юрия Абрамовича Башмета, сильно отличается от многих других музыкантов. Сегодня раздается много критических замечаний от профессионалов и любителей музыки по поводу повального увлечения среди инструменталистов дирижёрской работой. Считается, что это совершенно разные вещи, и ни в коем случае их смешивать не надо. Но на самом деле, я как струнник в прошлом и добившийся определенных успехов на этом поприще как скрипач, и теперь серьёзно занимающийся дирижированием, могу с уверенностью сказать, что случай Башмета - дирижёра и альтиста - достаточно необычен. Сам Башмет относится к звуку как достаточному по своей выразительности средству, которое может быть удивительно многообразно. Он сказал замечательную фразу, которая и стала для меня путеводной: «Мы-то с тобой понимаем, - сказал он мне очень доверительно, именно как струнник струннику, - что в самом струнном звучании заложена ещё тысяча возможностей». Это то, сказал Юрий Абрамович, чем никто не занимается. «И только мы с тобой можем понять, сколько в этом и с этим можно сделать». Для меня как для дирижёра, набирающего опыт, это откровение, этот взгляд на вещи не только важен и интересен, но ещё и отражает суть подхода Башмета к профессии, к этому делу. Потому что так, как может струнник заниматься отработкой деталей - и звуковых, и фразировочных, и общезвуковой палитрой, - так мало кому удается, чтобы, в конечном счете, добиться таких результатов. - То есть работа дирижёра именно в этом оркестре это Ваш целенаправленный выбор, Вы не желали другого опыта? - Да, наверное, будучи ассистентом каких-то других дирижёров можно было бы научиться каким-то другим концептуальным вещам или дирижёрскому ремеслу. Но мне представляется это иначе. Поскольку, безусловно, душа в музыке - это звук, как правило, люди приходят на концерты получить наслаждение и почувствовать душу музыки. В этом смысле, а также в том, чтобы суметь взглянуть на уже заигранные и известные произведения по-новому, Башмет как руководитель оркестра и музыкант фигура необыкновенно ценная. - Считается, что атмосфера внутри самого музыкального коллектива отражается и на его звучании, так ли это?- Оркестр «Новая Россия» как, мне кажется, отличается своим уникальным климатом. У нас нет тех негативных сторон развития любого человеческого сообщества, которые встречаются во многих больших коллективах, когда все разбиваются на некие группки. И в этом, в первую очередь, заслуга руководства, и, может быть, и мне удаётся в этом принимать частичное участие. Чуть больше пяти лет, которые мы работаем вместе, всё-таки создали определённую духовную атмосферу, в которой функционирует оркестр. И приглашённые дирижёры, которые с удовольствием приходят работать в наш оркестр, отмечают это, и я думаю, что это ещё один из факторов, который позволяет им с нашим оркестром осуществить свои музыкальные замыслы. - Молодой по возрасту музыкантов оркестр – это плюс для концертного исполнения?- Как-то в интервью маэстро Башмет говорил, что если его камерный оркестр «Солисты Москвы» сравним с маленькой роскошной, но спортивной машиной, в которой нажимаешь на педаль и она тут же срывается с места, то симфонический оркестр – это, быть может, машина, которая требует более сильного нажатия на газ, но сравнима с Роллс-Ройсом. И, мне кажется, что мощь молодости, которая изначально заложена в нашем симфоническом оркестре «Новая Россия», часто компенсирует то, что некоторые ценители называют недостаточностью опыта. Но опыт - это дело исключительно дирижёрское. И оркестр в данном случае является наиболее чувствительной машиной отражения намерений шефа или любого дирижёра, который работает с оркестром. Не случайно, очень приятно было услышать от Московской филармонии, что «Новая Россия» имеет репутацию одного из наиболее гибких оркестров в Москве. А ведь гибкость – это наиболее ценное качество, это именно то качество, которым обладает оркестр Венской филармонии. Мы, разумеется, не будем с ними сравниваться, но тем не менее. - Скажите, а каким образом происходит подбор репертуара оркестра? Разрешает ли Юрий Башмет принимать в этом участие?- Конечно подбор репертуара - прерогатива главного дирижёра. Какие произведения хотелось бы исполнить ему самому, предложить оркестру – решает он. А что касается приглашенных, приезжающих дирижёров, то к их выбору он относится очень лояльно. Он вообще, как правило, поддерживает все те программные предложения, которые выносят его коллеги. Иногда только, когда произведения повторяют его репертуар, он не соглашается с программой. Но это соответствует международным нормам: во всех симфонических оркестрах худрук имеет преимущественное право по определению репертуара, исходящее от того, что он хочет исполнить сам. На своих же концертах, где я стою за дирижёрским пультом, мне предоставляется свобода выбора, я предлагаю свои произведения. И мне бывает очень приятно, когда Башмет меня поддерживает. И говорит: «Это как любовь, если ты действительно хочешь это сыграть, если ты действительно это любишь, то ты должен это сделать». - Часто маэстро идёт на какие-то музыкальные эксперименты?- Во всяком случае, охотно. В частности на «Неюбилейном юбилее» Юрия Башмета прозвучит в исполнении нашего оркестра очень редко исполняемое произведение одна из наиболее сложных симфоний Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии». И это будет один из уникальных для России, а может быть, и мировых опытов, когда музыкант будет выступать одновременно и в роли дирижёра, и в роли солиста. Таким образом, он сможет осуществить свою мечту, как он сам говорит, на все сто процентов. Поскольку он как дирижёр реализует свой потенциал всего на пятьдесят процентов, а будучи солистом, не удовлетворит свою потребность в дирижировании. Музыканты «Новой России» - Дырул Артём, концертмейстер вторых скрипок, и Филиппенко Дарья, артистка группы альтов:- Прежде, чем попасть в этот оркестр мы играли конкурс, - говорит Артём Дырул. - Когда я понял, что у меня, студента, будет возможность попасть в оркестр Юрия Башмета, я не мог этому поверить. А потом так сложилось, что я даже стал концертмейстером. И я полетел! - Артём расправил крылья и полетел, - подтверждает Дарья Филиппенко. - Работа здесь это для вас больше школа, карьерная лестница?- (Дырул Артём) Естественно, «Новая Россия» - это долгосрочный проект, и я как музыкант не только набираюсь опыта, пытаюсь расти как исполнитель, оркестрант. Но ведь в мои функции входит сплочение группы, удачно вписать её в общий коллектив. - Чувствуется ли разница и в возрасте, и в положении, и в именитости между вашим руководителем и вами?- (Дарья Филиппенко) Настолько нет, не чувствуется, нам просто и легко в хорошем смысле слова, что порой даже не замечаем, что уже заканчивается репетиция, что пора сделать перерыв. И те образы, которые показывают нам старшие коллеги, порой бесценны. - Можете ли вы на репетиции выразить своё мнение, поделиться какими-то музыкальными предложениями?- (Ф. Д.) Да. И если это ярко и убедительно, Юрий Абрамович не настаивает на своём. Он вообще всегда старается давать как можно больше свободы. - (Д. А.) Вы знаете, есть ещё одна вещь, не менее важная своей новизной, интересными решениями и нестандартными подходами Юрий Абрамович приковывает наше внимание во время работы. - (Ф. Д.) И он очень часто импровизирует с нами. Бывает, что, к примеру, на генеральных репетициях он играет какой-то фрагмент, а после репетиции спрашивает у своих же оркестрантов, как у друзей, равных себе, а как там звучит по балансу вот здесь, а как тот или иной момент. То есть он доверят. Он может и у нас спросить: «Как звучит, вот есть три варианта, какой лучше?» - А вам, Дарья, наверное, больше «достаётся» во время репетиций, ведь Вы, как и маэстро, альтистка?- Такое невероятное внимание к партии альта, и такие неожиданные сольные места присущи, наверное, только нашему коллективу. Понимаете, я с детства мечтала работать у Юрия Башмета, вы же понимаете, что – он, его имя, означает для любого альтиста. И моя голубая мечта сбылась, ещё когда я училась на первом курсе, а сейчас, хотя работа в оркестре – тяжёлый труд, я уже учусь в аспирантуре Московской консерватории по классу камерного ансамбля, и ни на секунду не сомневаюсь, что «Новая Россия» - это мой самый правильный выбор. Конечно, я очень многому научилась именно на оркестровых репетициях. - У вашего оркестра и необычный репертуар?- (Д. А.) Да, эпизодически мы играем и джаз. Но джазовая школа совсем иная, нежели классическая. Поэтому такие моменты очень редки. - А что вы, музыканты, ожидаете от юбилейного «Неюбилейного» концерта?- (Д. А.) Наше исполнение будет для Москвы большим сюрпризом. У нас уже был подобный опыт на гастролях в Италии, а в России – впервые, да и БЗК – наносит свой отпечаток ответственности. Юрий Абрамович будет выступать в роли и солиста, и дирижёра. В мире мало кто это делает, тем более, что произведение колоссальной сложности, в плане ансамбля и соотношения всех голосов инструментальных групп. То есть здесь музыканты играют и пальцами, и ушами, и глазами и всеми органами чувств, всей душой, впрочем, как всегда в оркестре у Башмета.
Юрий Башмет дождался «Грэмми»
Как победу всей России оценил Юрий Башмет присуждение престижной музыкальной премии «Грэмми». Известный альтист и его оркестр «Солисты Москвы» стали победителями в номинации «лучшее исполнение небольшим ансамблем». Присутствовать на пятидесятой церемонии вручения наград Башмет не смог – у маэстро концерты в Японии. Рассказывают «Новости культуры».
Пять раз Юрий Башмет утешал себя мыслью о том, что среди не получавших есть очень славные люди. Это и Вуди Аллен, который был номинирован на «Оскар» четыре раза; и Анна Нетребко, не получившая «Грэмми», несмотря на «нетребкоманию» – как окрестили критики увлечение певицей на Западе. О своем выпадении из семьи «не получавших» Башмет узнал глубокой ночью, в Токио. «Мне очень нравится, когда меня хвалят, потому что я сам себя критикую гораздо сильнее, чем любой критик», – признается Башмет.
«Грэмми» – это самая престижная музыкальная награда. Впервые ее вручали пятьдесят лет назад. Тогда церемонию открывал Фрэнк Синатра. Места в рейтингах и чартах не играют никакой роли в получении этой престижной награды. Победители выявляются тайным голосованием членов Национальной академии звукозаписи США. Музыкальных академиков в этой стране почти восемнадцать тысяч человек. Статуэтки вручаются более чем в ста номинациях, и, как шутят в Америке, новые граммофончики начинают отливать сразу после очередной церемонии.
В разное время граммофоны вручались Мстиславу Ростроповичу, Максиму Венгерову, Евгению Кисину, Михаилу Плетневу, Валерию Гергиеву. Однажды «Грэмми» получил Михаил Горбачев, который в 2003 году принял участие в озвучивании детской сказки Прокофьева «Петя и волк».
Русские и советские композиторы неизменно вызывают интерес американских академиков. Чайковский, Прокофьев, Стравинский – самые популярные имена в списках записей номинантов. На этот раз Юрий Башмет получил «Грэмми» также за исполнение сочинений Прокофьева и Стравинского.
Эту премию называют самой богатой на традиции и даже самой консервативной из всех премий. Попасть в шорт-листы «Грэмми» крайне сложно. Академики, утвердившись в своей любви к какому-то исполнителю, выбирают его победителем год за годом. Из российских музыкантов рекордсменом был и остается пианист Владимир Горовиц, который получил 23 приза – и это если считать только прижизненные «Грэмми». Теперь и у Юрия Башмета есть все шансы после пяти неудачных номинаций стать новым любимцем академиков. «Это такое лишнее сообщение о том, что я жив, здоров и действую», – заметил Башмет.
|