«Фадо» Карлоса Сауры выходит на российские экраны. Новая картина испанского режиссера стала логическим продолжением «балетной саги» Сауры, в которую входят фильмы «Кровавая свадьба», «Кармен», «Колдовская любовь», «Фламенко» и «Танго». В основе новой ленты – музыка фадо. Это традиционный для Португалии жанр городского романса. Карлос Саура знакомит с историей музыки, зародившейся в рабочих кварталах Лиссабона, вспоминает легендарных исполнителей прошлого и рисует свой портрет Португалии.
Музыкальный документальный фильм «Фадо» – это антология жанра португальского городского романса. Архивные записи легендарной певицы Амалии Родригес смонтированы с клипами фадистов нового поколения. В фадо поют бразильцы, соседи-испанцы и даже мексиканцы.
Испанский режиссер Карлос Саура увлекся фадо в юности, когда, разочаровавшись в любви, уехал в Португалию. Этот музыкальный стиль как будто был специально создан для ностальгических переживаний. Музыка фадо наполнена светлой грустью об уходящих днях и чувствах.
Саура показал Лиссабон глазами известного кинооператора Линареса – обладателя трех премий Гойи за операторское мастерство. Раскадровку сделал португалец Эдуарду Серра, снимавший фильмы Клода Шаброля. Самая сложная задача досталась хореографу Педру Гомешу. В XIX веке под фадо танцевали, но церковь сочла танец непристойным, и он практически исчез. Гомешу пришлось придумывать пластическое решение фильма.
«Фадо» – это восьмой музыкальный фильм Сауры. Консультантом режиссера был один из самых именитых фадистов Португалии Карлуш ду Карму. В этом фильме режиссер показывает, как португальский городской романс сочетается с фламенко и даже хип-хопом. В то же время фадо остается символом Португалии.
Карлос Саура
Сын адвоката и пианистки стал профессиональным фотографом в 18 лет, затем, в 1953 году, поступил в Мадридский Институт изучения и практики кинематографии (Instituto de Investigaciones y Experiencias Cinematografistas). Будучи студентом, поставил любительский короткометражный фильм, затем короткометражный фильм в качестве выпускной работы. До 1963 год работал учителем в этом же институте, ставшем Официальной Школой Кинематографии, до 1963 года, а в 1964 был уволен за демократические убеждения. Поставил документальный фильм средней продолжительности, а после этого снял первый художественный фильм "Бродяги" (Los Golfos) с очень ограниченными средствами и по большей части с актерами-непрофессионалами. Это была острая драма о малолетных преступниках, которые надеются вырваться из замкнутого круга нищеты, став тореадорами. Технически слабый фильм был показан в 1960 году на Каннском фестивале, но для коммерческого выпуска был забракован вплоть до 1962 года. Только своим третьим фильмом "Охота" в 1966 году Саура впервые привлек к себе международное внимание. Внешне поставленный как психологический триллер, фильм рассказывает о группе охотников, теряющих разум, и, как многие ранние постановки Сауры, служит аллегорической критикой морального разложения испанского общество при режиме Франко. На Берлинском фестивале он выграл Серебряного медведя за режиссуру. Строгая цензура режима заставляла Сауру и других свободомыслящих режиссеров его поколения камуфлировать острые темы под сетью намеков, символов и парабол. Международная репутация Сауры росла с каждым фильмом. Среди прочих призов он выиграл "Серебряного медведя" в Берлине в 1968 году за фильм "Мятный коктейль со льдом", исследующий сексуальность в обществе подавления; Приз жюри в Каннах-74 за "Кузину Анхелику" о Гражданской войне в Испании; Специальный приз жюри в Берлине за "Выкорми ворона" в 1976; "Золотого медведя" в Берлине-81 за "Быстрей, быстрей" о жизни уличных мальчишек; и Приз Британской Академиии кино за лучший фильм на иностранном языке за "Кармен" в 1983 году. "Кармен" был вторым из необъявленной музыкальной трилогии, начавшайся с "Кровавой свадьбы" (1981) и завершившейся "Колдовской любовью" (1986). Самый "испанский" из всех испанских режиссеров, Саура является ведущим кинематографистом страны уже более трех десятилетий. В нескольких его фильмах 1970-х годов снялась бывшая долгое время его подругой Джералдин Чаплин. Все сценарии к своим фильмам он написал сам или в соавторстве.
|