Нико Пиросманишвили – грузинский Джотто, талантливый самоучка, творчество которого породило целые направления в искусстве, профессиональном и даже элитарном, не только своего времени, но и последующих эпох. Наивный художник, которого открыли и сделали известным интеллектуалы авангардисты. Он числится в ряду крупнейших мастеров двадцатого века, а его творческое наследие составляет всего две сотни работ. Девятнадцать из них представлены на выставке «Семейный кутёж», открывшейся на «Винзаводе».
Картин Нико Пиросмани в российских музеях мало: можно по пальцам одной руки пересчитать. Куратор Марина Лошак собрала 19 работ из частных коллекций. Возможность увидеть эти подлинники – редкая.
Гриша Брускин, художник: «Удивительный художник, и поразительно, что такие шедевры находятся в частных собраниях в Москве. Это одна из лучших высьавок Пиросмани, которые я видел».
На открытии выставки «Семейный кутеж» людей больше, чем на грузинском застолье. Интерес к живописи Пиросмани огромный.
Резо Габриадзе, режиссер: «Это, прежде всего, большая живопись!»
Георгий Франгулян, скульптор: «Его нельзя не любить, он трогает, он восхищает, потрясает. Это – та непосредственность, та гениальность к которой стремится любой художник, но мало кто достигает».
«Обед тифлисских торговцев с граммофоном» - шедевр коллективного портрета.
Марина Лошак, куратор: «Каждая из фигур на этой вещи имеет свой характер, как у актеров в пьесе. Все это чрезвычайно тонко. И отличает человека сисключительным природным вкусом и понимание цвета, материала, абсолютным ощущением живописи и жизни».
Человек с граммофоном улыбается почти как Джоконда. Любая бытовая сценка в исполнении Пиросмани нечто столь же условное, как средневековая грузинская фреска или иранская миниатюра. В его живописи свои жанры: застолья, звери, портреты молодых гуляк. На холстах он писал редко, чаще на черной клеенке и жести. И зачастую по фотографии. Как, например, портрет Ильи Зданевича, представленный здесь. Единственная картина на выставке не из московского собрания, и единственная с точной датировкой. Она написана в 13-м году, когда 18 летний поэт приехал в Тифлис, чтобы разыскать Пиросмани и заказать ему этот портрет. Искусствовед Александр Парнис для каталога выставки написал статью о первооткрывателе грузинского гения.
Александр Парнис, искусствовед: «Благодаря ему мы имеем единственный достоверный источник о самом Пиросмани, о его живописи, жизни. Те шесть дней, когда он ежедневно фиксировал свои визиты к нему, он заказал ему две работы».
Писанные по заказу Зданевича его портрет и «Олень» были выставлены рядом с работами круга Ларионова на выставке «Мишень». Уже в 72-м году в Париже Зданевич издал свои статьи о Пиросмани с иллюстрациями Пикассо. Эта библиографическая редкость – всего 78 экземпляров. И один здесь. Кроме шедевров Пиросмани на выставке «Семейный кутеж» представлен и ряд документов о братьях Зданевичах и художнике Ле Дантю. Их трудами бродячий уличный живописец вошел в историю искусства.
|