25 августа исполнилось 60 лет режиссеру и сценаристу Сергею Соловьеву. Он родился в Кеми Карельской АССР. В 1968 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. Ромма). С 1968 г. – режиссер-постановщик киностудии «Мосфильм». С 1968 г. ведет актерскую и режиссерскую мастерскую во ВГИКе.
"Пойдите, полистайте Чехова и выберите смешной рассказ для экранизации", - сказали Сергею Соловьеву на "Мосфильме". С этого момента начинается его жизнь в кинематографе, в которой смешаны драма, комедия и авантюрный жанр. Впрочем, он давно уже понял, что литература и искусство - это и есть единственная подлинная реальность нашей очень странной для чужого взгляда русской жизни. К юбилею режиссера телеканал «Культура» показал программу из цикла
«Острова», которая снималась во время лекций Сергея Соловьева во ВГИКе и съемок на киностудии "Мосфильм".
(25 августа, 21.10). Сразу по окончании был показан фильм Соловьева –
«Спасатель» (Мосфильм, 1980). В ролях: Татьяна Друбич, Василий Мищенко, Сергей Шакуров, Александр Кайдановский, Екатерина Васильева. Один из героев фильма работает на лодочной станции спасателем. Но фильм не о нем, а о маленьком провинциальном городке, где, как и везде, есть школа, трудные подростки и для кого-то - любимый, а для кого-то - "просто" учитель литературы...
(Начало в 21.50). 27 августа Сергей Соловье был гостем в
ток-шоу "Линия жизни" . «Про фильм я хорошо знаю, что снимать его нужно вовсе не по тщательно продуманным "предварительным раскадровкам", а так, как складываются обстоятельства, - сказал однажды Сергей Соловьев, - и, надо сказать, эти самые обстоятельства всегда складываются очень правильно». Как именно складывались обстоятельства в жизни известного мастера кино, вы узнаете от него самого.
(Начало в 21.10).
Сергей Соловьев - режиссер-артист: кажется, что все ему удается легко и красиво. Зрителям, уставшим от «пионерской романтики», нравились его поэтичные ленты о подростках, где в райских кущах, позлащенных золотистыми лучами, средь живописных руин плели венки из полевых цветов и блуждали с поэтическими томиками в руках нежные отроковицы...
Знаменательная «смена вех» была в том, что тихая возвышенная девочка у Сергея Соловьева ведет свою духовную родословную не от первых пионеров, а - от Пушкина. Впрочем, режиссер слыл изысканным мастером «живописного стиля», и смысла его фильмов обычно не замечали. Фильмом «Чужая Белая и Рябой» он доказал, что с тем же блеском может снимать кино жесткое и натуралистичное. В нищем послевоенном городке детей-оборвышей остервенело изводили строевой подготовкой, вечерами в бильярдной местная элита щеголяла вымышленными биографиями, а мальчишечьи банды развлекались кровавыми драками на захламленных пустырях... Удушливая атмосфера провинции с ее доморощенным мифотворчеством, дутыми авторитетами, пакостью провокаций, блатным запугиванием и волчьим правом наглого была сгущением духа эпохи. Но на фоне громогласной реабилитации запретных тем лента Соловьева была слишком тонка и казалась как бы «не о том», к чему призывало «Покаяние».
Разрыв между содержанием лент Соловьева и их общественным «прочтением» углублялся. Фильм «Асса» обещал триумф. Здесь снимались звезды питерского «андеграунда» — Сергей Бугаев (Африка), Тимур Новиков, красавица-авангардистка Ирена Куксенайте, пели Цой, Гребенщиков и Агузарова, прыгали цитаты из киноопытов Евгения Кондратьева... Шоу-премьеры грохотали под лозунгом «Ассу — в массы!», но... фанатики Б. Г пренебрежительно сочли, что Сергей Соловьев лишь «косит под своего». Да, ощущалось, что режиссер «фотографирует» экзотику молодежной контркультуры. Позже Соловьев признался, что "Асса" — вовсе не приветственный гимн «мальчику Бананану», а... элегическая песнь Крымову, «уходящей натуре» брежневских времен. Стареющий супермен, сурово насвистывающий альпинистскую балладу Высоцкого, бродил по зимней Ялте, листья пальм которой сгибались от сырого снега, а в скорбных глазах его плавала та же обреченность, что и у Егора Булычева из ранней соловьевской экранизации. Романтик, начинавший в журнале «Юность», выродился в матерого босса «теневой экономики», и фигура респектабельного мафиози с томиком Эйдельмана, по сути, олицетворяет здесь подлинный декаданс, сладостное гниение закатной эпохи. Так Соловьев восславил сумерки Империи.
Зато его залихватская, бесшабашно веселая, нежная и хулиганская лента «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» действительно выражала эйфорию поры перестройки. Прелестная Татьяна Друбич демонстрировала эксцентричные туалеты в эстетике «соц-арт», доказывая, что ей к лицу и черная маршальская фуражка, и майка со знаменитым девизом «Егор, ты не прав!»
Актерские работы перекипали бурлеском - Александр Абдулов изображал московского барчука, щелкал стальной челюстью корректный папаша героини - Александр Збруев, кружилась на пуантах и изящно хлопалась в обморок романтичная мамочка - Людмила Савельева, вращал рыбьим глазом прохиндей «дядя Кока» - Илья Иванов... Открытием был герой Александра Баширова, блаженный Толик - диссидент-пролетарий, фавн-шпаненок, самогонщик с томом Авторханова под матрацем, словом - свойский и безумный дух московской коммуналки, где средь порхающего пуха сомнамбулически блуждает голая девица, из шкафа вылезает сам приплясывающий Б. Г. с командой, а компанию милых братающихся грешников осеняет пухлый херувим с крылышками. Поразительно раздражение, с которым люди, возмущенные засильем «чернухи» и «порнухи», встретили эту артистичную, светлую и гомерически смешную ленту, которая кружила голову и источала пьянящую радость, как хорошее шампанское.
В 1991 году Сергей Соловьев снял самую страшную и самую недооцененную свою картину – «Дом под звездным небом». Михаил Ульянов сыграл здесь видного демократа Башкирцева. Пока он напористо ратует за «социализм с человеческим лицом», подмосковная дача его наполняется одутловатыми «бойцами незримого фронта», открыто шпионящими за идеалистом, а на лужайке, как сполох пламени, готовый пожрать пристанище хрупкого уюта, в огненной рубахе кружится и скачет верткий оборотень, неистребимый бес Компостеров, знающий: лопухи-краснобаи отдадут ему на разграбление не только свои номенклатурные хоромы со всем барахлом и красавицами дочками, но и весь этот спящий прекрасный мир, доверчиво раскинувшийся под звездным шатром... Черный юмор фильма — чего стоит действительно страшная сцена «перепиливания» живой героини, заливающейся при этом нежным пением, - еще бы стерпели. Не простили точности собственного портрета и принялись привычно «пенять на зеркало», где без иллюзий показаны и демократ в элегантном пиджаке «а-ля Собчак», снабжаемый из тех же «партократических» закромов, что обличаются им с высоких трибун, и честный последователь виляющей «генеральной линии», в трепетной застольной речи славящий «Россию Ленина и Солженицына», и карлик-эмигрант, благоговейно целующий асфальт нью-йоркского перекрестка, и русский нацист с балалайкой и кудрями опереточного Леля...
Для Соловьва здесь нет «священных коров», но нет и модного «стеба» - все, мол, одним миром мазаны. Прекраснодушному Башкирцеву перед гибелью дарована поза великомученика, а хищный ублюдок Компостеров изображен с такой осознанной гражданской ненавистью, что впору вспомнить Щедрина и Сухово-Кобылина. Акварельный лирик сделал немыслимый, казалось, зигзаг — к опаляющей социальной сатире. Но, как известно, «нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали»... «Три песни о Родине» назвал С. С. цикл своих фильмов о современности. Трилогия стройна, логична и последовательна: «Асса» — песнь уходящему времени, «Черная роза...» — искристый карнавал перемен, «Дом под звездным небом», в финале которого трансляция выступления последнего генсека заглушается взрывами и ожесточенными автоматными очередями, — пронизанный сухой горечью и омытый невидимыми слезами реквием по несбывшимся надеждам.
Нельзя без сожаления думать о том, сколько времени, энергии и сил потратил Сергей Соловьев на так называемую общественную деятельность. В течение многих лет он возглавлял, руководил, Председательствовал, делал доклады, выступал в прениях, высиживал в очередях перед чужими кабинетами и заседал в собственных. Его произведение этих лет — даже не «Три сестры», ни в каком смысле не сравнимые с ранее сделанным, а бесславное действо под названием «московский фестиваль» и многочисленные пленумы и съезды.
А ведь Соловьев единственный у нас режиссер, кто легко, изящно и непринужденно выполнил эпохальную задачу: из цикла фильмов создал яркий, многофигурный, пронизанный историзмом и грозными, грозовыми предвидениями кинороман о современности.
Народный артист РСФСР (1989). В 1999 году получил Золотую пушкинскую медаль «За вклад в развитие, сохранение и приумножение традиция отечественной культуры».
Театральные работы: «Дядя Ваня (1993, Малый театр), «Три сестры» (1993, ВГИК), «Чайка» (1994, «Содружество актеров Таганки»).
Среди фильмов до 1986 года: 1969 «От нечего делать (короткометражный в киноальманахе «Семейное счастье); «Предложение» (короткометражный в киноальманахе «Семейное счастье),
1971 «Егор Булычев и другие»
1972 «Станционный смотритель (тв)
1975 «Сто дней после детства» (Приз «Серебряный Медведь» МКФ в Западном Берлине (1975), Премия Ленинского комсомола (1976), Государственная премия СССР (1977))
1976 «Мелодии белой ночи»
1980 «Спасатель»
1982 «Наследница по прямой»
1983 «Избранные»; Когда играли Баха»
Фильмы с 1986 года:1986 «Чужая Белая и Рябой» (Большой специальный приз жюри МКФ в Венеции (1986), приз на ВКФ в Тбилиси (1987))
1987 «АССА» (Специальный приз жюри МКФ в Сан-Себастьяне (1988), Специальный приз жюри МКФ фильмов для молодежи в Хихоне (1989))
1988 « Черный монах»
1989 «Дни человека»; «Черная роза – эмблема печали, красная роза- эмблема любви»
1991 «Дом под звездным небом» (Специальный приз жюри в конкурсе «Кино для избранных?» КФ «Кинотавр» в Сочи (1992))
«Шальная баба»
1993 «Тюремный романс»
1994 «Три сестры»
2000 «Бременские музыканты»; «Нежный возраст»
***
Режиссер, бунтарь и эстет – так величает Сергея Соловьева «Российская газета». Там опубликовано интервью с мастером. Речь идет о главном на сегодняшний день проекте режиссера – «Анна Каренина». Сергей Александрович ужасается тому, что нынешняя молодежь не знает, кто такая Анна Каренина и кто написал это произведение. «В школе теперь не надо читать роман. Там надо отвечать на тестовые вопросы: "Кто написал "Анну Каренину": Короленко, Акунин или Толстой? Лишнее вычеркнуть". И знаете, большинство не то вычеркивает!».
***
Два десятилетия прошло со дня открытия Калининградской художественной галереи. О том, что было сделано за это время, а также о планах на будущее – в интервью директора галереи Галины Заболотской журналисту «Калининградской правды». Собрание галереи в первый год ее работы насчитывало около двух сотен произведений. Сейчас в ее фондах собрано более двенадцати тысяч единиц хранения. Среди них – живописные полотна, графические листы, фотографии, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства. Это очень быстрые темпы роста для музея художественного профиля.
***
О Днях культуры Удмуртии, которые прошли в Москве, отчитывается «Удмуртская правда». На разных концертных и выставочных площадках выступили и показали свои достижения Государственный академический ансамбль «Италмас», Академическая хоровая капелла Avis Cantu, Государственный симфонический оркестр, Центр декоративно-прикладного искусства и ремесел и творческие союзы республики. Дни культуры были организованы в честь 450-летия вхождения Удмуртии в состав Российского государства.
***
Газета «Новгородские ведомости» поздравляет свою землячку, актрису Новгородского академического театра драмы имени Ф.М. Достоевского Любовь Лушечкину с присвоением почетного звания «Народная артистка Российской Федерации». «Она – актриса истинная, искренняя, непохожая в своих работах, талантливая и безумно преданная театру» – так говорит об актрисе директор театра Виктор Назаров.