«Пикколо театро ди Милано» вновь в России. Вместе с артистами итальянского «Театри Унити» знаменитая труппа покажет в Москве спектакль «Дачная трилогия» по пьесам Карло Гольдони. В прошлом году его поставил известный режиссер и актер Тони Сервилло. В Италии эта комедия была сыграна сто тридцать раз, затем ее с успехом показали в Берлине и на театральном фестивале в Бухаресте. Сегодня она впервые будет представлена в Москве, на сцене Малого театра. Три дня в Малом театре Москвы и два дня в Малом театре Санкт-Петербурга хранители секретов комедии дель арте будут представлять спектакль по пьесам Карло Гольдони «Дачная трилогия». Правда, на этот раз знаменитый стрелеровский театр выступает только в качестве бренда. Творческая концепция постановки принадлежит мало известному в России «Театри Унити». «В одном из интервью я как-то сказал, что хотел бы поставить "Дачную трилогию". А поскольку Гольдони – это основа театра "Пикколо", тем более, что Стрелер уже ставил этот спектакль раньше, директор театра с радостью подхватил эту идею», – говорит Тони Сервилло. Сервило называет «Театри Унити» лабораторией. Там экспериментируют со сценическим пространством и словом, ставят драматические спектакли, оперы и даже кино снимают. «На последнем Каннском кинофестивале две наши картины даже получили призы», – замечают в театре. Идти по следам знаменитого Стрелера Сервило не стесняется. Соблюдая адаптацию, сделанную метром, он безжалостно режет текст. Поэтому его «Дачная трилогия» короче на шестьдесят минут и идет всего три часа. В основе спектакля лежат три произведения Карло Гольдони, объединенные одним сюжетом. «В ожидании дачи», «Дачные приключения» и «Возвращение с дачи», причем две пьесы переведены на русский язык впервые. Две семьи горожан, не аристократов и не богачей, беспечно проводят время в деревне, коротая жизнь за игрой в карты, обедами и зваными вечерами. В конце дачного периода, прокутив последние, герои оказываются на грани финансового краха. Итальянские критики называют эту постановку не иначе как «чеховский Гольдони». Режиссеру это сравнение безумно нравится. «Меня это дико возбуждает. Быть в этом городе, в этом театре со спектаклем, насыщенным чеховской атмосферой», – признается Тони Сервилло. «Дачную трилогию» привезли в Россию в рамках специального проекта, который начался еще 20 октября в театральном училище имени Щепкина. Почти месяц российские студенты изучали традиции комедии дель арте, как говорится, из первых рук. «В один из наших приездов к нам подошла группа российских студентов, которые сказали: "Не покидайте нас, приезжайте снова". Так и появилась эта идея. Я не верю в так называемые "театры-побратимы". Реальная, каждодневная работа определяет уровень отношений», – говорит руководитель миланского театра «Пикколо» Серджо Эскобаро. Тогда же, в октябре, на сцене Малого театра итальянцы показали свой самый знаменитый спектакль «Арлекино – слуга двух господ» в постановке легендарного Джорджо Стрелера. На следующий день после завершения гастролей Малый театр представит премьеру спектакля «Безумный, безумный Генрих» по пьесе знаменитого итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии Луиджи Пиранделло. Можно считать, что мастер-класс итальянской культуры прошел не даром.
ПИККОЛО ТЕАТРО ДИ МИЛАНО (PICCOLO TEATRO DI MILANO - TEATRO D'EUROPA)
Первый в Италии стационарный драматический театр. Создан Джорджо Стрелером и Паоло Грасси. Театр открылся 14 мая 1947 года пьесой М.Горького "На дне" в постановке Дж. Стрелера, который сыграл роль Алексея. Вторым спектаклем стала комедия Карло Гольдони "Арлекин - слуга двух господ", в котором были возрождены дух и приемы комедии дель арте. Спектакль стал символом театра. Существует девять версий "Арлекина", который несколько десятилетий оставался в репертуаре театра. До 1961 года роль Арлекина исполнял великий актер Марчелло Морети, а после его смерти с 1963 года - Феруччо Солери. С этим спектаклем "Пикколо" объездил весь мир. В числе лучших стрелеровских постановок в Пикколо ди Милано: "Дачная трилогия", "Кьоджинские перепалки", "Кампьелло" К.Гольдони, "Чайка" и "Вишневый сад" А.Чехова, "Ричард II", "Макбет", "Юлий Цезарь", "Буря", "Король Лир" У.Шекспира, "Гиганты горы", Сегодня мы импровизируем" и "Шесть персонажей в поисках автора" Л.Пиранделло, "Смерть Дантона" Г.Бюхнера, "Счастливые дни" С.Беккета, "Трехгрошовая опера", "Жизнь Галилея" и "Добрый человек из Сезуана" Б.Брехта, "Остров рабов" Мариво, "Визит старой дамы" Ф.Дюренматта и др. В конце сезона 1968 г. Джорджо Стрелер покидает Пикколо театро ди Милано и организует независимую труппу "Театр и действие". Возвращается в "Пикколо" в 1972 году и до конца своих дней не покидает его. На этот раз он становится единственным директором театра, так как Грасси принимает пост главы "Ла Скала". Стрелер обращался к самым разным пластам мировой театральной культуры, ставя пьесы Софокла, К.Гоцци, Мольера, Ф.Брукнера, Н.Гоголя, А.островского, Г.Ибсена, М.Горького, А.Камю, Ж.Жироду, Ю.О'Нила, Э.де Филиппо, А.Миллера, Ж.-П.Сартра, П.Вайса и др. В 1974 была издана книга Дж. Стрелера "Театр для людей". В 1980. Стрелер явился одним из создателей и руководителей интернационального Театра Европы.
"Пикколо театро" начал свою деятельность в небольшом помещении на ул. Ровелло. Стрелер долго добивался постройки других сценических площадок театра. В 1986 году открылась небольшая сцена "Театро Студио", а в конце 1997 года была готова большая сцена "Пикколо театро". Для торжественного открытия Стрелер поставил оперу Моцарта "Так поступают все". В ночь под Рождество 1997 года Стрелера не стало. Премьера оперы состоялась в начале января 1998 года уже без него. После смерти Стрелера "Пикколо театро" возглавил Лука Ронкони. В настоящее время зал на ул. Ровелло носит имя Паоло Грасси, а новая сцена называется "Театр Стрелера". В одном из своих последних выступлений, состоявшемся в Париже в театре "Старой голубятни" на конференции "Идея художественного театра", Стрелер сказал: "Я работал в "Пикколо", который только что отпраздновал свое пятидесятилетие. Из трехсот пятидесяти спектаклей, поставленных здесь, двести двадцать пять - за моей подписью. Я оставляю по себе большую бибилиотеку, так сказать, наследие.Вмешиваясь в жизнь, проблематизируя ее, находясь с ней в неладах или в ладу, я смог стать человечнее и, пожалуй, смог понимать пьесы лучше. ... Может ли театр изменить мир? "Меня каждый день об этом спрашивают!" - говорил Брехт. Да,может. Как и музыка или иные искусства. На миллиметр. А может быть, он ничего не меняет, кроме себя самого. Для этого артист должен иметь мужество быть самим собою, защищать свои идеи и в то же время разбивать их, чтобы двигаться вперед".
|