Искусство театра эфемерно. Уходят спектакли и люди, история Мельпомены сшивается из лоскутков – фотографий, афиш, программок. Все эти пестрые мелочи сценического и закулисного бытия несут непростую историческую миссию с редким достоинством. Недавно в одном из букинистических магазинов столицы были обнаружены документы, имеющие огромную ценность для Московского драматического театра имени Станиславского.
Это почти детективная история. Театрал и филокартист из Екатеринбурга Олег Лаевский, приехав в очередной раз в Москву, зашел в свой любимый букинистический салон «Вишневый сад». Он находится в том доме, в котором в конце XIX века жил Антон Павлович Чехов. Интересующих Лаевского материалов не нашлось, зато он обнаружил материалы, которые относятся к жизни Московского драматического театра имени Станиславского 1950-х – 1960-х годов. Он немедленно сообщил об этом своему другу Александру Галибину, недавно назначенному художественным руководителем театра.
«У меня совершенно выпучились глаза: как это возможно такое?! И, естественно, на следующий день был звонок туда. Мы выяснили, что Василий Иосифович Гвеселиани (это был такой директор при Яншине, с 1950 по 1963 год), видимо, собирал частным образом какие-то афиши, которые ему подписывали актеры, программки, собирал фотографии», – рассказывает Галибин.
В этом архиве оказались редкие для театральной коллекции материалы – афиши спектаклей «Вешние воды», «Дом Бернарды Альбы», «Чайка», «Дни Турбиных», уникальная афиша шестисотого спектакля «Три сестры». Эти афиши ценны, прежде всего, тем, что все они подписаны, как и полагается в театре в день премьеры. На них оставили свои автографы Яншин и Гиацинтова, Урбанский, Глебов и Леонов. В этой коллекции есть даже автограф великой Александры Александровны Яблочкиной, который она оставила на поздравительном адресе в честь шестидесятилетия Василия Иосифовича Гвеселиани. В его архиве сохранились также подлинные фотографии Станиславского и Качалова, газеты с извещением о смерти Станиславского, а также буклет, выпущенный к двадцатилетию театра, в 1955 году.
«Я считаю, что для театра это такое замечательное событие. Мы сегодня возрождаем наш музей, и мы пригласили человека, который будет заниматься систематизацией архивного материала», – продолжает Александр Галибин. Работа предстоит сложная и кропотливая. Сегодня архив театра собран в небольшой комнате. Материалов много, но обретенные ценности из частной коллекции Василия Гвеселиани, несомненно, займут достойное место в экспозиции будущего музея.
|