«Группа единомышленников», которую двадцать лет назад собрал в Ленинграде Антон Адасинский, превратилась в один из самых неординарных театров Европы. В последние годы «Дерево» прижилось в Дрездене, но три ноябрьских дня актеры проведут в Москве. Экспресс-гастроли пройдут на сцене Театра имени Вахтангова. Для поклонников это будет долгожданная встреча, для неофитов – открытие нового мира, для критиков – очередная попытка поставить артистам «диагноз». Кстати, новая работа театра, которую покажут именно сегодня, называется «DIA GNOSE».
«Это красиво, может, я плохо побрита, но голова хорошая», – говорит актриса Елена Яровая. Ее голова выглядит так же, как у Антона Адосинского, Татьяны Хабаровой и других членов группы «Дерево» – скульптурно, бесполо, универсально. Они называют это «позицией ноль». «Я смотрю на себя как на заготовку, на которой я нарисую что угодно. На ней можно все»,– утверждает Елена Яровая.
Нейтральная форма способна передавать предельные состояния. Невозможная чувственность, нечеловеческая пластика, сумасшествие и болезнь – одним словом, пограничный опыт. Именно это особенно интересует «Дерево». Они называют себя не театром, не труппой, а группой – как рок-команда. Кому-то этот коллектив покажется сектой, ведь, по примеру Ежи Гротовского, они не проводят границы между искусством и жизнью. «У нас все касается нашей личной жизни, переживаний, видений в "Дереве", но тут уж совсем патологическая искренность наступила какая-то», – говорит Антон Адасинский.
Спектакль «DIA GNOSE», который покажут сегодня в Москве, – это самая автобиографическая и самая свежая работа группы «Дерево». «Dia – это Бог, gnose – знание. "Бог знает", – говорят нам доктора», – поясняет Адасинский. Рассказ об этом спектакле он предваряет то ли легендой, то ли клиническим описанием. Описывается болезнь таинственная и смертельная, подцепленная режиссером где-то на востоке, чудесное выздоровление и не менее чудесные лекарства. «DIA GNOSE» – это отчет об испытанных в болезни видениях. Борьба с распадом и собственными двойниками, которых можно обнаружить даже на луне, – вот, что переживает Антон Адасинский. А Елене Яровой пришлось перевоплотиться в вирус. «Первый раз я играю плохое существо. Оказывается, столько накопилось, есть, что реализовывать», – признается она.
Вирус предстает в образе пчелки, исцеление – в образе единорога. У постановки «DIA GNOSE» аллегорический язык, яркая сценография и мощный саунд-дизайн. Спектакль «Однажды», который «Дерево» тоже привозит на московские гастроли, сделан иначе. Десять лет назад он получил приз Эдинбургского фестиваля «Фриндж». Эта клоунада – посвящение Славе Полунину с классическими героями комедии дель арте. Ее даже показывают на детских фестивалях. Удивительный факт для таких отчаянных экстремалов.
|