Сто икон эпохи династии Романовых выставлены в Третьяковской галерее. Это первая масштабная экспозиция, представляющая русскую школу иконописи XVII – XX веков. Среди бесценных шедевров – образы Богоматери Федоровской, покровительницы рода Романовых, и иконы, написанные в годы Первой мировой войны. Помимо культурной и религиозной составляющей, для исследователей важны также историко-документальные свидетельства, сохранившиеся на иконах.
«Романовский период» иконописной школы впервые представлен последовательно. Доминантой выставки стала костромская икона «Богоматерь Федоровская». Она списана с чудотворного образа XIII века и непосредственно связана с избранием Алексея Михайловича Романова на царство. «В Кострому пришли уговаривать Алексея Михайловича на царство, и в Костроме была икона "Богоматерь Федоровская". С этого момента, с марта 1613 года – празднование», – рассказывает сотрудник Третьяковской галереи Галина Сидоренко.
Икона периода заката империи – «Явление Богоматери русским воинам» – написана по заказу Николая Второго. Из газет он узнал, что одному из солдат перед боем в Польше было видение, после чего его полк выиграл сражение. Такие иконы раздавали на русском фронте. Их называют «иконами личного благочестия». Они были популярны в эпоху Романовых. Тогда же у иконописцев появилась возможность путешествовать. В связи с этим стала меняться трактовка классических сюжетов. Например, Вознесения. «Это другой вариант той же идеи, но он повторяет икону у Гроба Господня. Они появляются в России с XVII века», – показывает специалист. Однако иконописцы никогда слепо не копировали западные оригиналы или гравюры. Брали только какие-то нюансы. «Например, детали в украшениях, орнаментальные мотивы, но никогда не было прямого заимствования», – добавляет он.
«Рождество Богородицы» – икона 1715-го года, одна из немногих работ, подписанных Василием Улановым. Его фамилию обнаружили во время реставрации под слоем олифы. Образ «Троицы» – единственный, на котором сохранился автограф Гурия Никитина, крупнейшего иконописца Оружейной палаты. «Была в ужасном состоянии, здесь выемка», – показывает коллекционер Виктор Бондаренко.
Среди представленных икон – много ликов Богородицы. Она считалась покровительницей души. Размер иконы часто говорит о ее назначении – для храма или для частного дома. Однако точно узнать судьбу этих шедевров теперь вряд ли удастся. Слишком многих владельцев они сменили, прежде чем стать экспонатами выставки.
|