Организаторы премии считают, что по итогам конкурса «Большая книга» можно судить о состоянии литературы в стране. Надо заметить, что по «Большой книге» можно судить и о состоянии умов в читательской аудитории. Совпадение результатов читательского интернет-голосования с мнением высокого профессионального жюри – это одна из главных интриг премии. На этот раз в тройке лидеров два совпадения, но в экспертном списке народные фавориты разместились совершенно иначе.
Заседание Литературной академии. Незадолго до начала церемонии «Большой книги» – сообщество экспертов определяет победителей одной из самых значимых литературных премий. В шорт-лист может попасть и неизданная еще книга, и книга из любой страны. Более трехсот пятидесяти произведений из 11 стран мира предстало на суд жюри во главе с писателем Андреем Битовым.
Андрей Битов, председатель жюри: «Это организовано таким способом, что голосует 100 человек, 100 человек не могут договориться между собой, и, может быть, в этом отношении независимое».
Счетная комиссия, в составе которой – известные литераторы, проводит подсчет голосов прямо во время церемонии. Участники и гости могли наблюдать за этим на большом экране, установленном в зале. Зато результаты интернет-голосования были известны. Читательские симпатии завоевали Владимир Костин за роман «Годовые кольца», Рустам Рахматллин и его сборник эссе о Москве и Людмила Сараскина за биографию Александра Солженицина. Специальная награда «За вклад в литературу», а также «За честь и достоинство» посмертно присуждена Александру Солженицыну.
Наталья Солженицына, вдова А.И. Солженицына: «Я думаю, что это известие его бы удивило и опечалило. Он много размышлял о природе человеческого подвига и считал что такие свойства, как храбрость, героизм, они исключительны. Недаром дают медаль за отвагу. Но вот честь и достоинство он предпочел бы считать нормой».
Результаты голосования читателей и экспертов во многом совпали. Третье место «Большой книги» у сборника эссе «Две Москвы, или Метафизика столицы». Рустам Рахматуллин писал эту книгу с 94 года.
Рустам Рахматуллин, писатель, лауреат премии «Большая книга»: «Хотелось поделиться чувством чудесности Москвы. Москвы как собрания чудес. Я имею в виду не только традиционно понимаемые чудеса, но и то, что в литературной традиции называется «странные сближения».
В его книге соседствует Москва современная и древняя, бытовая и мистическая. С момента опубликования первого романа Владимира Маканина прошло 4 года. Его роман «Асан» раскрывает изнанку чеченской войны и ее видения автором.
Владимир Маканин, писатель: «В каждой книге остается ощущение какой-то удачи, но и чувства горечи и чего-то недоделанного, как во всякой работе».
С объявлением результатов начинается четвертый сезон премии «Большая книга».
|