Арии Кармен и Фигаро в исполнении мальчишек и девчонок. Такое можно услышать только на Международном детском вокальном конкурсе Сергея Лейферкуса. Он проходит на берегах Невы второй год подряд. По традиции, строгое жюри, в котором солисты Ковент-Гарден, Ла скала, а также Московской и Петебургской консерваторий, должны выбрать лучших из лучших – тех, кого назовут «будущим оперной сцены».
Она обожает Чайковского и мечтает стать второй Марией Каллас. Американка Эмма Ватт уже пять лет живет в Москве, говорит по-русски почти без акцента и уже разучила известные романсы. С американской прагматичностью Эмма рассчитала, что успешное выступление на конкурсе имени Сергея Лейферкуса – это первая ступень на пути к славе. Ей всего двенадцать, но она уже вывела свою формулу успеха. «Мне кажется, недостаточно иметь только хорошие вокальные данные, надо иметь упорство и целеустремленность», – считает Эмма Ватт.
Кто-то пока только мечтает об успехе, а кто-то уже выступает в лучших российских залах. Саша Арнаутов в прошлом году стал настоящей сенсацией. Музыканты с мировым именем слушали его, затаив дыхание. Сергей Лейферкус, основатель конкурса, был настолько потрясен голосом украинского школьника, что даже предложил ему спеть на своем концерте в Большом театре. «Такие впечатления от большой сцены – мне было очень приятно петь с таким артистом как Сергей Лейферкус», – рассказывает Саша Арнаутов.
В этом году в Петербург приехали девяносто участников из Эстонии, Литвы, Украины, Белоруссии и США. Ведь таких проектов в России, да и в ближнем зарубежье, немного. У инструмента выстраивается настоящая очередь. На репетицию отводят всего двадцать минут. Потом права на ошибку уже не будет. Впрочем, члены жюри уверяют, что в таком возрасте ошибиться не страшно.
Сергей Лейферкус – имя этого певца в мире знают едва ли не лучше, чем в России. В его репертуаре – оперные баритональные партии разных стилей – всего более 40 – и множество концертных программ. Трудно представить, что когда-то Лейферкуса не приняли в музыкальное училище, категорично заявив: «Нет голоса». Но он верил в себя и свое призвание и через год поступил упорных занятий поступил в консерваторию. Певец считает: «Главное для артиста, да и для любого человека – верить в себя и стремиться к цели, не размениваясь на мелочи!».
Сергей Лейферкус начинал карьеру оперного певца в Ленинграде, он был солистом трех ленинградских театров – Театра музкомедии, Малого театра оперы и балета и Мариинского. Сейчас Лейферкус – ведущий артист Лондонской Королевской оперы (Ковент Гарден). Он дает сольные концерты в престижных концертных залах мира, принимает участие в знаменитых музыкальных фестивалях. Певец постоянно выступает с Бостонским, Нью-Йоркским, Берлинским, Монреальским, Лондонским симфоническими оркестрами, сотрудничая с такими выдающимися дирижерами, как Клаудио Аббадо, Зубин Мета, Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Сейджи Озава, Мстислав Ростропович, Курт Мазур. Музыкальные критики неизменно отмечают не только его драматический баритон редкой красоты, но и исключительное актерское дарование. На вопрос журналистов о любимой оперной партии, певец неизменно отвечает, что это – Евгений Онегин. В его репертуаре Князь Игорь Бородина, прокофьевские Князь Андрей («Война и мир») и Руперт («Огненный ангел»), моцартовские Дон Жуан и Граф («Свадьба Фигаро»), вагнеровский Тельрамунд («Лоэнгрин»). Особое место в творчестве певца занимают партии в операх Верди.
На вопросы журналистов о том, уехал ли певец из страны по политическим мотивам, Лейферкус отвечает, что диссидентом никогда не был и с властью не конфликтовал, эмигрировать из СССР не собирался, уехал на Запад по контракту, потом предложили другой контракт. Одним словом, «переезд на Запад был вызван не политическими причинами, а творческой необходимостью». «Многие мои коллеги, которые решили связать свою судьбу с Западом, не смогли там адаптироваться, - рассказывает певец, - ведь пришлось учиться жить заново, ведь в СССР мы жили, как в детском саду: все решали за нас. Я прошел этот путь как-то легко и спокойно, может быть потому, что постепенно входил в западную жизнь». «Особенно тяжело бывает участвовать в модерновых постановках, - рассказал в одном из интервью Сергей Лейферкус. - Из положительных примеров могу назвать, пожалуй, только Гари Купфера, с которым я работал в Берлине. А Франческа Замбелла даже советовалась со мной по поводу постановки «Князя Игоря» в Америке. Она перенесла действие оперы в эпоху Николая II, в итоге получился потрясающий спектакль с невероятно красивыми костюмами и декорациями».
Путешествовать по миру заставляет и желание поделиться опытом: певец дает мастер-классы по всему миру. «Я люблю заниматься с молодыми певцами, - рассказывает Лейферкус, - но с теми, которые уже прошли азы и что-то умеют, одним словом, пусть недостаточно хорошо, но поют. Молодежь впитывает все значительно лучше».
«Я с удовольствием сотрудничаю с телевидением, - рассказал Лейферкус в интервью ВВС, - телевидение дает возможность приобщить зрителей к элитарному оперному искусству. Большую радость доставила мне работа над двумя последними телевизионными постановками, в которых я исполнил главные партии: «Кармен» и «Самсон и Далила» («Метрополитен-опера»)».
На вопрос, где певец выступает чаще всего, Лейферкус ответил так: «Еще лет пять назад я ответил бы – в Метрополитен-опера. Сегодня сказать, где чаще, трудно. Я люблю путешествовать, 20 часов перелета для меня – не вопрос. Однажды 26 часов летел в Новую Зеландию. Когда пригласили туда, сразу подумал, ну когда еще туда попаду? Другое дело, для этого нужна выносливость. Я всегда повторяю: певец должен быть очень выносливым человеком... Я дома там, где мне хорошо. У меня три таких места: Петербург, Оксфорд, и Нью-Йорк. В каждом из этих мест мне хорошо, но когда я долго задерживаюсь на одном месте, начинаю тосковать по другим».
|