Генрих Сапгир – виртуоз слова, веселый экспериментатор. Он говорил о себе совершенно серьезно: «Я не просто пришел в жизнь, я пришел, чтобы писать». В основе его поэтического мастерства лежат три составляющие: игра, эксперимент, театр. Стихи Сапгира – это маленькие спектакли с яркими, живыми диалогами, и уже первая книга для детей, вышедшая в 1960 году, заявила: этому автору каноны, стандарты и рамки не указ. Сегодня исполнилось восемьдесят лет со дня рождения Генриха Сапгира. Рассказывают «Новости культуры».
«Вы у нас кто? Формалист! Поэтому выход у вас один: писать стихи для детей. По-другому издаваться не получится» – сказали однажды Генриху Сапгиру в Союзе писателей. Этот разговор определил его судьбу на многие десятилетия вперед. «Я детский писатель, но я стал им... меня им сделала советская власть. Я потом нашел себя в том, что я делаю для детей, и я старался сделать как можно лучше», – признается он. По-другому и быть не могло. Для Сапгира чем серьезнее стихи, тем серьезнее скандалы. 1959 год – журнал «Синтаксис». 1979 год – альманах «Метрополь». Свои «взрослые» стихи он мог публиковать только в самиздате или на спинах рубашек, развешенных на выставке среди картин.
«Он был одновременно и учителем, и образцом, и новатором, который проложил особую дорогу в русской поэзии. Он был предтечей того, что потом назвали постмодернизмом», – считает поэт Евгений Рейн. Это кажется удивительным, но, несмотря на то, что детские стихи Сапгира знал наизусть любой советский ребенок, композитор Юрий Евграфов познакомился сначала с его взрослой поэзией. С тех пор он считает своим долгом донести ее до широкой аудитории через музыку. «Все эти люди, они пели. Они участвовали в Сапгир-симфониях, концертах для баса, что-то дирижировал Попов», – рассказывает Юрий Евграфов.
За двенадцать лет он написал уже около пятидесяти произведений на стихи когда-то запрещенного поэта и считает за счастье, если в его биографии потом напишут: полтора десятка лет посвятил Сапгиру. Все это время композитор наблюдает за тем, как интерес к творчеству реформатора поэзии только растет. «Как пушкинисты –"сапгиристы". Называйте как угодно. И с каждым годом их число растет, и все они одухотворены творчеством Сапгира», – добавляет Юрий Евграфов.
Слова Сапгира, который говорил, что ему вполне достаточно десяти человек, которые слышат его стихи, сегодня уже звучат как анекдот. По мнению литературных критиков, осмысление вклада Генриха Сапгира в поэзию только началось.
|