Новорожденное театральное дитя Льва Додина первым представили столичной публике. В эти минуты в Центре Мейерхольда петербургский Малый драматический театр дает премьеру по пьесе Юджина О'Нила «Долгое путешествие в ночь». В России это произведение ставили редко. Основной мотив драмы слишком сложен, а порой жесток: крах семьи, потеря веры и, как следствие, ужас безумия. На воплощение замысла драматурга режиссер бросил самый сильный актерский состав. А чем он смог помочь самим исполнителям? Рассказывают «Новости культуры».
Когда знаменитого американского драматурга, первого нобелевского лауреата среди американских писателей Юджина О'Нила спросили, почему он не напишет автобиографию, он ответил, что вся его биография – в его пьесе «Долгое путешествие в ночь». Кстати, более правильный перевод названия звучит как «Долгий день уходит в ночь».
Персонажи пьесы списаны с натуры: мать, пристрастившаяся после тяжелых родов к наркотикам, отец – актер-неудачник, променявший свой талант на антрепризные гонорары и оставшийся на всю жизнь актером одной роли; старший брат – законченный пьяница, погрязший в пороке, сам будущий драматург – начинающий и не слишком удачливый поэт, к тому же больной чахоткой. Один день из жизни семьи, который начинается безмятежным утром, а заканчивается страшными обвинениями и полной безысходностью.
Играть пьесу иностранного автора – это вовсе не значит играть американцев, немцев, итальянцев или французов – то есть сцены из «их» жизни. Для Додина это, прежде всего, жизнь общечеловеческая на примере одной семьи. «Театр вообще весь, который рождается сегодня и про себя, он может быть только в настоящем времени и связан с самим с собой. Нельзя сыграть древнего римлянина. Можно сыграть только человека сегодняшнего времени, сегодняшних обстоятельств, сегодняшней жизни. Другое дело, что очень многое в нашей жизни отнюдь не самобытно, а универсально», – говорит Додин.
«Мы пытались копаться в собственной жизни, но при этом нам потребовалось путешествие туда, чтобы увидеть воочию, где это происходило. Это другие глаза, это другие пространства – от места, от камней, от деревьев», – замечает исполнитель роли Джеймса Игорь Иванов. В маленьком городке Нью-Ландон, в доме О'Нила, на вилле Монте-Кристо, где происходит действие пьесы, в апреле этого года актеры прожили одну неделю. Именно там спектакль начал рождаться по-настоящему. По крупице от репетиции к репетиции, актеры начинали понимать, что это надо играть, почти ничего не играя. Что движение мимики – это уже мизансцена. «Она настолько проста. Сам Юджин О'Нил кому-то из своих друзей писал: "Я стремился к максимальному минимуму средств выражения, средств драматургии в этой пьесе. Кажется, я этого достиг, и, кажется, я написал великую вещь" – сам о себе написал Юджин О'Нил», – цитирует исполнитель роли Джейки Петр Семак.
Премьеру «Долгого путешествия в ночь» Лев Додин решил сыграть не в родном Петербурге, а в Москве, обосновывая это тем, что смысл нынешних гастролей – показать, как и чем живет театр. Поэтому в афише были и старые, и совсем свежие спектакли, и рождение новой работы, что, безусловно входит в цикл жизни театра. К этой работе режиссер шел двадцать лет.
|