Театр начинается с занавеса. Архитекторы всех времен относились к этому непременному театральному атрибуту как к лицу театра и потому стремились сделать занавес необычным, единственным в своем роде. Особенно, если это касалось главной сцены страны. После грандиозной реконструкции в Большом театре его сцену будет украшать уникальный занавес, восстановленный по образу и подобию исторического занавеса XIX века. Завтра его представят на суд экспертного совета, а сегодня его впервые увидели журналисты. Рассказывают «Новости культуры».
24 метра в длину, 17 – в ширину. «Возвращение Минина и Пожарского в освобожденную Москву в 1612 году» воссоздают в декорационных цехах Большого театра. «В начале XIX века из Италии к нам пришла мода, идея отражать на главном занавесе главного театра города события из истории этого города. В Италии это было связано со своими условностями, а у нас было найдено и выделено это событие как основное национальное», – поясняет руководитель художников Большого театра Альона Пикалова.
Новый подъемно-опускной занавес стараются максимально приблизить к историческому, созданному в 1856 году к открытию театра после реставрации. «На чем писали художники того периода? Что это может быть? И обнаружили, что это лен качества особого, переплетения. Мы нашли в Большом театре кусочек этого холста и по кусочку этого холста воссоздали на фабрике "Сурская мануфактура" этот материал», – рассказывает руководитель проекта реставрации и воссоздания занавесов Большого театра Андрей Галкин.
На гигантском бесшовном холсте воссоздают почти точное изображение утерянного занавеса по двум документам: фотографии из музея Большого и гравюре 1859 года. «Мы обнаружили, что в этих нишах раньше стояли фигуры обнаженных мужчин. Но в связи с тем, что у нас это был срам, их прикрыли тогами», – продолжает Андрей Галкин.
Над занавесом трудится трое художников, а армия консультантов многим больше. Архитектура, оружие, детали костюма и быта – все исследуется, все подвергается сомнению, в том числе и самими художниками тоже. Преподаватель Академии Ильи Глазунова Владимир Черный собирался писать на Спасской башне икону Спаса Нерукотворного. Догадки о том, что там в начале XVII века находилась именно она, опроверг знаменитый реставратор Виктор Владимирович Филатов. «Он говорит: "Вы думаете там был Спас? Я помню, там был Георгий Победоносец". Георгий Победоносец, который с XV века был на Спасской башне, пятьсот лет простоял. В 1929 году его решили демонтировать», – замечает художник Владимир Черный.
Занавес просуществовал в театре до 1896 года, а потом вышел из моды, так как не все спектакли Большого с ним сочетались. Последний раз он упоминался в 1936 году. Говорят, директор Большого Самосуд и театральный критик и композитор Асафьев просматривали занавесы и наткнулись на «Минина и Пожарского». Тогда у директора родилась идея его использовать. Предлагалось два варианта: или «Жизнь за царя» с обновленным текстом, или новая опера «Минин и Пожарский» с музыкой Бориса Асафьева и либретто Михаила Булгакова.
«"Жизнь за царя" превратилась в "Ивана Сусанина", и мы имели ситуацию, когда две оперы с одним сюжетом изображали события 1612 года в 1938 году. И принято было решение "Ивана Сусанина" назначить главной русской оперой. Постановка "Минина и Пожарского" не состоялась до сих пор», – говорит Альона Пикалова.
Увидеть занавес целиком можно только с семиметровой высоты. Авторы говорят, семьдесят процентов живописных работ уже завершено. Остальная часть будет готова к новому году.
|