В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина сегодня открывается масштабная выставка работ британского художника Уильяма Тёрнера, творившего в конце XVIII – первой половине XIX века. Он начинал с традиционных романтических пейзажей, но со временем изменил манеру письма. Впоследствии она оказала сильное влияние на французских импрессионистов и даже на абстракционистов ХХ века. На выставке в Москве представлено более ста работ художника из собрания лондонской галереи «Тейт». Рассказывают «Новости культуры».
Его работы считаются национальным достоянием Англии и редко покидают пределы страны. Выставка Тернера в Москве – вторая за последние двадцать лет. «Нам хотелось показать все стороны творчества Тёрнера – от карандашных набросков до больших полотен. Интересно, что в экспозиции можно проследить, как создавалась та или иная картина – вплоть до мельчайших деталей», – говорит куратор выставки Иен Уоррелл.
В Белом зале можно увидеть ранние работы. Они дают представление о том периоде, когда Тёрнер творил в духе традиционного английского романтизма. Он глубоко чувствовал природу. Иногда в его пейзажах появлялись человеческие персонажи, нередко имели место конкретные события или сюжеты, но на первом плане всегда оставалась буйствующая стихия. К примеру, переход Ганнибала через Альпы. Историческое событие не так важно, главное – атмосферный эффект. «Она была написана специально для Академии художеств. Там художники выставляли свои работы и искали таким образом заказчиков. Картина сначала висела слишком высоко. Тёрнер попросил ее опустить, чтобы зритель смог увидеть манеру письма и фактуру работы», – продолжает Иен Уоррелл.
Мастер пейзажа много размышлял о природе цвета и света, изучал теорию цветов Гете, интересовался достижениями науки – особенно оптики, химии и метеорологии. Все знания он пытался свести воедино, чтобы постичь реальность. С середины 1920-х годов его критиковали за слишком яркую палитру красок. Он использовал новейшие материалы, с которыми рынок еще не был знаком. Например, желтый цвет. Его считают вызывающим. Кстати, в мастерской художника обнаружили двенадцать разновидностей желтого. Четыре из них были пигментами, открытыми в XIX веке.
Кроме пейзажей, на московской выставке представлена настоящая редкость. Это автопортрет Тернера 1799 года. «Портретный жанр очень редкий для этого художника, и буквально несколько портретов существует. И поэтому мы попросили этот портрет для этой выставки. Они редко его показывают, но нам дали», – замечает куратор выставки Анна Познанская.
Свет особенно важен на выставке мастера, который всю свою жизнь пытался понять его природу. Поэтому дизайном экспозиции занимается мэтр – Борис Мессерер. «Я учитывал в большей степени эту тонкость, которая изначально исходит от Тёрнера. Поэтому специальные цвета всех щитов. Все погружено в полутьму, чтобы как можно выгоднее выглядели светозарные полотна Тёрнера», – поясняет Мессерер.
Он стал предтечей импрессионизма, его работы повлияли как на британское, так и на все европейское искусство. Романтик Тёрнер станет изящным украшением нынешних «Декабрьских вечеров», которые в этом году будут посвящены романтизму.
|