КТО В УДАРНИКАХ СЦЕНЫ
Во время кризиса лучше смотреть комедию положений
Вот уж где живет “лидер продаж”, так это в МХТ им.Чехова, где идет спектакль “№ 13”. Вроде бы и постановка не новая, идет уже семь лет, даже сотый спектакль успели сыграть. Но всегда аншлаги!
Даже в эпоху кризиса банки и нефтегазовые компании выкупают зал целиком и идут смотреть эту комедию положений дружным коллективом. Влетает целевой культпоход в театр в копеечку. Как мне сказали по секрету, в три миллиона рублей. В обычные дни цены на билеты тоже кусаются: от 1 до 10 тысяч. Но все равно народ валом идет.
Зрительский энтузиазм сподвиг администрацию театра на смелый поступок: ценовой потолок подняли до 15 тысяч рублей за билет. Но это пока только один раз и только в Новый год. Именно 31 декабря в 18.00 МХТ покажет “№ 13”.
С чего бы быть такому успеху?
Тут, что называется, сошлись все звезды. Звезда “№ 1” - это режиссер, секс-символ и актер Владимир Машков, который придумал, как сделать спектакль зрелищным, динамичным, с танцами и спецэффектами.
Причина номер два - звездопад исполнителей. Мужской состав неизменен: Евгений Миронов, Авангард Леонтьев, Игорь Золотовицкий. Из-за того, что Миронов - приглашенный артист, то и времени на “чужую” сцену у него мало, “№ 13” показывают 1-2 раза в месяц.
И, наконец, причина номер три - это английский драматург Рей Куни (кроме комедии положений “№ 13”, в Театре Сатиры с успехом идет “Слишком женатый таксист”). С недавних пор англичанин Куни у нас в тройке лидеров по количеству постановок. Чехов, Куни и Островский - в таком порядке распределились драматурги-"первачи".
Какие еще спектакли пользуются повышенным спросом в МХТ им.Чехова?
“Амадей” - психогическая драма в постановке Марка Розовского. Высокий рейтинг в том числе обеспечивают исполнители главных ролей - Олег Табаков и Сергей Безруков.
“Примадонны” - комедия положений с участим молодых “звезд” - Юрия Чурсина, Дмитрия Дюжева, Михаила Трухина. Популярный режиссер Евгений Писарев ни в чем актеров "не ограничивает": они садятся на шпагат, курят на сцене, танцуют и даже переодеваются в женщин.
“Конек Горбунок” - знаменитая сказка для семейного просмотра, изложенная братьями Пресняковыми. Тут снова постарался режиссер Евгений Писарев, а вместе с ним целый ансамбль молодых актеров МХТ и “Табакерки”. Да и цены на билеты не такие кусачие, как на спектакли для взрослых - от 300 до 2 тысяч рублей.
Финансовый кризис на работе театральных касс пока не сказался. Правда, как мне сказали, самые дорогие билеты по 7-10 тысяч продаются "с напряжением".
Самые дорогие постановки дают 31 декабря
Пока вахтанговцы не реинкарнировали “Принцессу Турандот”, визитной карточкой театра стал спектакль Владимира Иванова “Мадмуазель Нетуш”. Он с успехом идет уже 4 года, именно его дают под Новый год, 31 декабря. Во-первых, ходить в театры в этот день стало модно. Во-вторых, актеры заражают зрителей новогодним настроением, поздравляют всех после спектакля. А зритель, разгоряченный в буфете, выходит из театра воодушевленным, идет по Арбату и поет песни - вот это и есть сила искусства.
Что еще пользуется спросом?
“Без вины виноватые” - успех этой драмы Островского гарантируют режиссер Петр Фоменко и патриархи театра: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Вячеслав Шалевич. Он идет на малой сцене, которая может принять всего-то 60 зрителей.
“За двумя зайцами” - комедия с Марией Ароновой и Виктором Добронравовым в главных ролях.
“Амфитрион” - в данном случае Мольера не подвели режиссер Владимир Мирзоев, актеры Максим Суханов, Сергей Маковецкий и Мария Аронова и сделали потрясную комедию.
“Дядюшкин сон” - и снова комедия. На этот раз по Достоевскому с Владимиром Этушем и Марией Мироновой.
Билеты - от 150 рублей до 3,5 тысяч. На “Мадмуазель Нетуш” в Новый год цены доходят до 5 тысяч.
Зрители разбились на “клубы по интересам” Театры тут же это "просекли" и стали разной публике предлагать разную эстетику и продукцию. Лучше других преуспел в этом деле МХТ им.Чехова под руководством Табакова.
Надо отдать ему должное, Олег Павлович не загубил в себе ни одного таланта: он и гениальный лицедей, и даровитый маркетолог. Театр крепко стоит на пестром репертуаре, где рядом с откровенным китчем существуют сложные, экзистенциальные спектакли.
Другие ведущие московские сцены идут ему во след. Новый худрук вахтанговцев Римас Туминас только что выпустил премьеру Шекспира - сложную пьесу “Троил и Крессида”.
- Сегодня существует пестрый театральный мир в рамках одного театра, - объяснил нам “политику партии” режиссер Владимир Мирзоев. - Это веяние времени: происходит не только экономическое расслоение общества, но и этическое, и эстетическое. Когда жизнь становится мутной, напряженной, стрессовой, зрителю хочется в театре отдохнуть. А не задуматься еще крепче.
- А как же высокий жанр - трагедия?
- Очень трудно сделать трагедию, которая пробирает до печенок, гораздо сложнее, чем дурацкий, смешной спектакль. Да и поставить комедию положений проще. Мы живем сегодня в зоне социальной турбулентности и снимать напряжение удобнее с помощью смеха. Смех - он хорошо расслабляет.
В студии Петра Фоменко лист ожидания - как на донорские органы
В театре под руководством Петра Фоменко есть три “труднодоступных” спектакля: “Самое важное”, “Одна абсолютно счастливая деревня”, “Отравленная туника”. Очередь на них растянулась на полтора-два года, существует даже лист ожидания, как на донорские органы. В театре придумали электронную систему приема заявок через Интернет.
В чем причина успеха? Зал, где идут эти спектакли, вмещает не более ста зрителей. Играть их удается не каждый месяц. На спектакли, которые идут у “фоменок” в большом зале, билеты - в свободной продаже. И все равно, чтобы попасть на аншлаговые постановки, лучше побеспокоиться заранее. А таких немало: “Война и мир”, “Бесприданница”, “Волки и овцы”.
Цены на билеты у “фоменок” колеблются от 100 рублей до 3 тысяч.
«Лебединое озеро» суперуспешно не только в дни путча
Если говорят "русский балет", то подразумевают Большой театр «Лебединое озеро». Если говорят "русская опера", подразумевают «Бориса Годунова» или «Евгения Онегина». Самые аншлаговые оперы: «Царская невеста», «Тоска», «Евгений Онегин», «Мадам Батерфляй», «Борис Годунов». На новой сцене все спектакли пользуются спросом еще и потому, что мест там в два раза меньше, чем было на старой.
Самые аншлаговые балеты: «Лебединое озеро», «Дочь фараона», «Корсар», «Светлый ручей».
Многое зависит от состава исполнителей. Балету аншлаги приносят Николай Цискаридзе, Светлана Захарова, Наталья Осипова, Иван Васильев.
Цены на их спектакли подскакивают до 5-7 тысяч. Но если побеспокоиться в дни предварительной продажи билетов (за 60 дней), тогда повезет купить билетик за 50 руб. Пускай вы будете висеть на ярусах или сидеть в неудобных местах сбоку, но зато поход в Большой выйдет чуть дороже двух поездок в метро.
Даже в главном театре станы считают, что поднимать цены выше 200 евро за билет можно только по большим праздникам и то на эксклюзивные спектакли.
На «Щелкунчика» на 31 декабря сделали цену в 7 тысяч рублей еще три года назад. И еще боялись, что зритель не пойдет. Но был аншлаг.
С тех пор каждый год театр чуть поднимает цены, испытывая финансовые возможности зрителя. И, судя по всему, этим возможностям есть куда расти.
В этом году новогодний «Щелкунчик» с Николаем Цискаридзе в заглавной партии дотянул до 12 тысяч за самый лучший билет. Кстати, это добрая традиция: 31 декабря в свой день рождения Николай Цискаридзе танцует «Щелкунчика». И премьеру Большого это дело в радость, и театру хорошо.
КСТАТИ
По наблюдениям администрации театра, разница в цене на билеты у спекулянтов и в кассах существенно уменьшилась. В 2000 году самые дорогие билеты у спекулянтов стоили 100 долларов, а самые дорогие в кассах - 5-10 долларов. Сегодня перекупщики продают билеты всего-то на 30% дороже.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Худрук «Ленкома» Марк Захаров:
- У нас в театре самые аншлаговые спектакли - это «Женитьба», «Юнона и Авось», «Фигаро». Зрители ждут от нас соединения зрелищности и глубины, как бы сказали раньше, идейно-художественных достоинств постановки и, само собой, заразительных человеческих историй.
У нас сегодня рыночная экономика и те бульварные авторы, которые преуспели на Бродвее, теперь являются поставщиками развлекательных пьес в некоторые московские театры. «Ленком» старается не следовать этой тенденции, хотя умению, которое продемонстрировал Владимир Машков в постановке спектакля «№ 13», можно учиться.
Это веселый гротеск, который на большее и не претендует. Но, когда режиссеры пытаются протащить сложную идею, пользуясь попсовыми средствами, - зрелище вызывает дискомфорт.
Цены на спектакли в «Ленком» колеблются от 100 рублей до 2,5 тысяч. Поднимать тарифы, как делают некоторые театры, до 5 тысяч за билет мы не планируем.
Анастасия ПЛЕШАКОВА, KP.RU
|