Метель и обледеневшие тротуары вокруг Берлинале-Паласт не помешали толпе фанатов индийского кино зайтись в истерике по поводу появления на красной дорожке суперзвезды Болливуда Шах Рух Хана. Вспомнились былые ажиотажи на Московском кинофестивале, когда к нам приезжали Митхун Чакраборти или Амитабх Баччан. Даже приезд Леонардо Ди Каприо, который появился здесь на следующий день, так не взволновал местную публику.
Болливудская суперзвезда старательно вращала глазами, изображая на экране аутиста в фильме «Меня зовут Хан» – играя нечто среднее между Форестом Гампом и «человеком дождя» Дастина Хоффмана. При этом Шах Рух Хан никак не мог определиться с тем, как же ему изобразить этот самый аутизм, его кривило то в одну, то в другую сторону, но все это не имело никакого значения. Главное, что он играл хорошего человека в доброй сказке. Его Хан думает о других, бескорыстно всем помогает, спасает от наводнения целую деревню и добирается до самого Барака Обамы, чтобы сказать ему, что на свете много хороших добрых людей разного цвета кожи, многие из них мусульмане, но не все они террористы и не надо их обижать. Герой был безоговорочно одобрен публикой с первого кадра. Болливудское мыло бьет прямо в цель – своей витальностью, брызжущей через край позитивной энергией, оптимизмом. Болливуд, который сегодня производит тысячу фильмов в год, за десять лет сделал то, что Голливуд сделал за 90, – завоевал публику. Разве так уж плохо посмотреть на большом экране красивое зрелище, которое поднимет тебе настроение? Пусть это и не шедевр киноискусства.
Азиатское кино задает тон на экране Берлинале. Скромная семейная история Ван Чуананя «Вместе порознь», которая 11 февраля открыла 60-й Берлинский кинофестиваль, оставляет хорошее ощущение – все-таки существует еще на свете благородство, доброта и понимание. Причем сообщается обо всем этом тихо, спокойно, без надрыва. Спустя полвека после провозглашения КНР правительство дает разрешение бывшим врагам народа, уехавшим в Тайвань, навестить свои семьи на большой земле. Возвращается бывший солдат, чтобы забрать свою любимую. Старушке, которая всю жизнь прожила для других, захотелось личного счастья (прекрасная актерская работа 82-летней Лизы Лу), но жизнь уже не начать заново…
Первые эпизоды фильма Мартина Скорсезе «Остров проклятых», сделанные в духе классического голливудского черного фильма, заставили трепетать сердца киноманов. «Атмосферные» кадры, снятые размашисто, с настроением (одинокий корабль, подплывающий к мрачному острову, окруженному угрюмыми скалами, нависшие облака, две одинокие фигуры на борту), воскрешали в памяти такие классические ленты, как «Мыс страха» (Скорсезе в 1991 году сделал ремейк старой картины). Крупные планы раздавшегося вширь, громоздкого Леонардо Ди Каприо, в шляпе образца 1950-х годов, загримированного под великого Орсона Уэллса (или просто похожего на него), нижние ракурсы, диагональная съемка отсылали к таким шедеврам, как «Гражданин Кейн» или «Третий человек». Тревожная музыка, рвущая душу, ясно указывала на жанр и предупреждала о том, что будет страшно. Киноманское прошлое Скорсезе и его желание снять что-то в духе «Кабинета доктора Калигари» поддерживало надежду. Сюжет закручивался многообещающе. В 1954 году, в разгар «холодной войны», полицейский Тедди Дэниэлс разыскивает женщину, пропавшую на «проклятом острове», где под стражей содержатся пациенты психиатрической лечебницы, совершившие преступления. Слагаемые жанра на месте: мрачные скалы, пещеры с крысами, ураган, отрезавший остров от связи с большой землей, зловещий маяк, врачи-убийцы (Бен Кингсли и Макс фон Сюдов)…
Когда у Романа Полански в фильме «Писатель-призрак» тревожно затрепетала на ветру вывеска над заброшенной таверной, куда в ночи занесло литературного негра (Эван Макгрегор), повеяло старым добрым Хичкоком. Тоже изолированный остров, как у Скорсезе, тоже расследование, тайна, саспенс, угроза, нависшая над героем…
К сожалению, радость ожидания интересного кино в обоих случаях проходила по мере нагнетания метражей фильмов – в первом случае 138 минут, во втором – 128. Саспенс угасал по мере появления в сюжетах банальных подробностей, повторов, пустот и просто глупостей. Потомкам Хамфри Богарта – Макгрегору и Ди Каприо развернуться было решительно негде. Оставалось только с грустью вспоминать о прежних шедеврах Полански и Скорсезе.
|
Фото: AP. JOEL RYAN