«Игра в бисер» - так правильнее всего было бы охарактеризовать его творчество. И это не будет преувеличением: собрать в один ребус музыкальные традиции разных стран и историю, мифологию и философию, литературу, фольклор и свое собственное творчество под силу лишь магистрам игры, придуманной Германом Гессе.
27 ноября исполняется 55 лет Борису Гребенщикову, человеку, которые похоронил рок-музыку и превратил ее в нечто большее – в философию, хазарский словарь культуры, в калейдоскоп аллюзий и аллегорий с фирменным знаком качества Б.Г.
Борис Гребенщиков
Борис Борисович Гребенщиков родился 27 ноября 1953 года в Ленинграде. Его отец был научным работником, мать долгое время работала художником в Ленинградском доме моделей, а затем в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований при Ленинградском Университете социологом. Б. был домашним ребенком, воспитанным бабушкой. В 1963 году перешел в школу № 421, где классом старше учился его сосед по дому, ставший другом, Джордж Гуницкий. Б. влился в компанию Гуницкого, игравшую тогда в "Три мушкетера", где Джордж был Д'Артаньяиом, а Гребенщиков занял освободившееся почему-то место Портоса. Позже их любимой игрой стала "Помойя". Заключалась она в комплексных исследованиях помоек района. Повзрослев, они предпочли игры психоделические - приставали к старушкам во дворе с текстами типа: "А у нас медитативный бред, осложненный маниакально-депрессивным психозом". Старушки жаловались бабушке Гребенщикова, тогда сопровождавшей внука на прогулках. В 6-8 классах друзья одновременно увлеклись драматургией, писали абсурдистские пьесы. В то же время Б. начал проводить лето на даче в Сестрорецке, где его бабушка работала кем-то в пионерском лагере ВТО (ныне Союза театральных деятелей), с обитателями которого Гребенщиков подружился. Эта детская компания позже переросла в "Аквариум" и компанию вокруг него. В этом лагере Гребенщиков познакомился с Дюшей. Туда же частенько наведывался Гуницкий. После 8 класса Б. перешел в математическую школу № 239, потом поступил на факультет прикладной математики и процессов управления Ленинградского университета. По окончании университета Б. несколько лет работал в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований, где уже работала его мать. После скандального выступления на фестивале "Тбилиси-80" Б. уволили с работы (хотя некоторые утверждают, что его бы и так выгнали). Далее до середины восьмидесятых Б. трудился в разных местах, например, как и другие аквариумисты в разное время, в бригаде сторожей под началом у Дюши. Став членом профкома драматургов (некая суррогатная творческая организация, куда принимали неофициальных деятелей культуры, не имевших по разным причинам права и возможности вступить в официальный творческий союз, дававшая право не работать и считаться творческим работником), получил возможность нигде не работать. Б. начал учиться играть на гитаре в 1968, притом сначала пробовал освоить семиструнку. Первой пеней, которую он как следует сыграл и спел, была "Ticket to Ride" The Beatles. В 9 классе средней школы какое-то время Б. играл в некой школьной группе в Автово. Сначала пробовал писать песни на английском. В 1971 году после прослушивания песни Джона Леннона "God" осознал необходимость писать по-русски. В июле 1972 года, вернувшись с юга, Б. предложил Джорджу основать собственную группу. Основными источниками вдохновения на тот период были песни Джорджа Харрисона и группы "Санкт-Петербург". Был, есть и остается одним из отцов-основателей "Аквариума". В 1988 году Б. подписал долгосрочный контракт с американской фирмой CBS на выпуск 12 дисков за 8 лет. В соответствии с этим контрактом в 1989 году на CBS вышел диск "Radio Silence", продюсером которого был Dave Stuart из Eurythmics, в записи принимали участие Anne Lennox из Eurythmics, Криси Хайнд из Pretenders, Александр Титов, Всеволод Гаккель и Дюша Романов. В 1990 году в Лондоне при поддержке Дэйва Стюарта Гребенщиков записал демо следующего диска (впоследствии эта запись получила на-звание "Radio London", а в 1997 году ее издала российская фирма Solyd Records). В этот момент у CBS сменилось руководство, компанию купила фирма Sony, и обе стороны, не желавшие продолжать сотрудничество (Гребенщиков хотел вновь писать песни на русском, а CBS не устраивал Дэйв Стюарт как продюсер), тихо расторгли контракт. В 1991 году после самороспуска "Аквариума" Гребенщиков собирает специальный состав для исполнения своих песен "русского цикла". Впоследствии этот состав получает наименование "БГ-бэнд". Группа существует до конца лета 1992 года, записывает один студийный "Русский альбом", двойной концертник "Письма капитана Воронина". Осенью 1992 года Гребенщиков решает возродить название "Аквариум". Вспомнив собственный постулат еще 70-х о том, что "Аквариум" это БГ+1, он вновь привлекает Александра Титова на бас. Квази-Аквариум, постоянно меняя составы, существует до лета 1997 года, записывает "Пески Петербурга", "Песни Александра Вертинского", "Любимые песни Рамзеса IV", "Кострому, mon amour", "Навигатора, "Снежный лев", "Гиперборею". В мае 1997 года перед концертами к 25-летию "Аквариума" Гребенщиков распускает этот состав и дает обещание больше название "Аквариум" не возрождать. Держит свое обещание до марта 1998 года. Весной 1998 года вновь дает это имя текущему составу Ляпин-Суротдинов-Кудряцев-Шавкунов. Осенью 1997 года одновременно в США и в России выпускает свой очередной сольный альбом "Лилит", записанный с бывшим аккомпанирующим составом Боба Дила-на, группой The Band. Зимой 1998 года на студии "Добролет" начинает запись альбома на стихи Гуницкого. Предполагается, что в записи кроме участников текущей группы примут участие В. Гаккель и Дюша Романов. Идея в процессе работы видоизменяется и к весне 2000 становится альбомом "Пятиугольный Грех" группы "Террариум" (см. обложку "Арокс и Штер"). Б. продолжает экспериментировать с составами группы, что не мешает ему в 1999 году записать альбом "Пси" и выпустить в начале 2000 г. на самом модном в этот момент в России лэйбле Real Records. В конце восьмидесятых годов, в основном под влиянием общения с группой художников "Митьки", Б. начинает писать картины примитивистского плана, героями которых одновременно оказываются Сталин и герой ирландского эпоса Фердиад. В середине 80-х годов пробует писать музыку для театральных спектаклей. В конце тысячелетия возвращается к этому опыту и записывает музыку для нового спектакля "Кухня" актера Олега Меньшикова, премьера которого проходит осенью 2000. Кроме текстов песен и просто стихов пишет прозу: сказку "Иван и Данило", пьесу "В объятиях джинсни", неоконченную повесть "Роман, который никогда не будет окончен". Впоследствии различные провинциальные драматические театры регулярно пытаются поставить "Ивана и Данило". С 1986 года пишет музыку для кино. Сначала вместе с "Аквариумом" музыку для трилогии Сергея Соловьева "Три песни о Родине": "Асса", "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви", "Дом под звездным небом", документального фильма Алексея Учителя "Митьки в Европе", фильма Александра Бурцева "Город". В начале 90-х уже сольно для фильма Виктора Тихомирова "Трава и вода", мультфильма "Митькимайер", а в 1996 году для режиссерского дебюта своей старинной приятельницы, ныне живущей в Америке, Марьяны (название фильма и фамилия режиссера в связи с уровнем фильма утрачены для истории). В 2000 году возобновил сотрудничество с С. Соловьевым на фильме "Нежный возраст". В 1989-1992 годах Б. принимает участие в съемках фильма Сергея Дебижева "Два капитана-2" как актер и композитор вместе с Сергеем Курехиным. Б. интересуется разными религиозными учениями и философскими системами. В середине девяностых достоянием СМИ и общественности стал его интерес к буддизму. В октябре 1977 года Б. вместе с Ю. Ильченко ("Мифы", "Машина времени", "Интеграл", сольные проекты), М. Науменко ("СЛМР", "Зоопарк", "Аквариум") и битломаном Н. Васиным начал выпуск первого самиздатовского рок-журнала в России - "Рокси". И до 1979 года публиковал в этом издании статьи. В первые годы существования Ленинградского рок-клуба входил в его совет. В 1998 году Б. становится первым и единственным рок-музыкантом - лауреатом частной премии "Триумф". Поскольку личная биография Гребенщикова неотделима от истории "Аквариума", то за более детальными сведениями стоит обратиться к истории "Аквариума".
АКВАРИУМ
Был создан в 1972 г. студентом Ленинградского университета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом и поэтом Анатолием Гуницким. В течение трех последующих лет к ним присоединились Михаил Васильев (бас, перкуссия), Андрей Романов (флейта, фортепьяно, гитара) и Всеволод Гаккель (виолончель). В 1976 г. Гуницкого за барабанами сменил Михаил Кордюков, а еще годом позже к АКВАРИУМУ присоединился студент консерватории Александр Александров (фагот). Группа выступала с концертами, сотрудничала с экспериментальным студенческим театром Ленинградского государственного университета, принимала участие в праздновании традиционных "Дней музыки БИТЛЗ", выезжала на рок-фестивали в Таллинн (1976), Тарту (1979), Тбилиси (1980), Архангельск (1981). В первые годы существования группы ее репертуар отражал смешанные интересы участников к рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и театру абсурда. Позже, следуя провозглашенному на заре своей творческой деятельности принципу: "важна не форма, а содержание", лидер АКВАРИУМА Борис Гребенщиков начал серию последовательных экспериментов как со стилем (в разное время группа пережила периоды увлечения джазом, "новой волной", хард- и арт-роком, реггей, фолк-бгрокко и т. п.), так и с составом - в сценическом воплощении его идей участвовали то дуэт акустической гитары и виолончели, то оснащенная электроникой рок-группа. В последнее время поиски этнических корней рока привели Б. Гребенщикова к созданию уникального сплава традиций русского и кельтского фольклора, рок-н-ролла, реггей и блюза. В 1981 г. АКВАРИУМ стал членом Ленинградского рок-клуба и начиная с 1983 г. принимал участие в его первых пяти фестивалях. Едва ли не самой важной составляющей успеха группы стали магнитофонные альбомы, начиная с 1981 г. выходившие на полупрофессиональной и полулегальной студии "Антроп" звукорежиссёра Андрея Тропилло (ныне, кстати, директора Ленинградской Студии Грамзаписи Фирмы "Мелодия"!). Активное участие в работе над ними принимали новые участники АКВАРИУМА, один за другим появлявшиеся в составе группы: известный джазовый пианист и аранжировщик Сергей Курёхин, гитарист Александр Ляпин, басист Александр Титов, барабанщик Петр Трошенков, саксофонист Игорь Бутман и др. Осенью 1984 г. АКВАРИУМ на непродолжительное время прекратил работу, а его участники занялись реализацией собственных музыкальных проектов, в частности, Курёхин организовал свою ПОПУЛЯРНУЮ МЕХАНИКУ, Ляпин - ТЕЛЕ и МОТОР-БЛЮЗ, Васильев выступал с ЗООПАРКОМ и т. д. К следующему сезону, однако, противоречия были устранены и группа собралась вновь. Значительную роль в музыке этого периода играл скрипач Александр Куссуль, трагически погибший в августе 1986 г. В декабре 1986 г., после триумфальных выступлений в лучших концертных залах Ленинграда и "официального" признания заслуг АКВАРИУМА, фирма "Мелодия" выпустила пластинку-компиляцию из двух магнитофонных альбомов группы. АКВАРИУМ начал активную концертную деятельность, на некоторое время стал излюбленной темой перестроечной журналистики и средств массовой информации. В апреле 1988 г. Б. Гребенщиков заключил долгосрочный контракт с крупнейшей американской компанией Си-Би-Эс - его следствием стал вышедший летом следующего года альбом "Радио Молчание". В июне 1988 г. АКВАРИУМ дал концерт на стадионе "Форум" в Монреале (Канада), куда группа была приглашена Организацией врачей за безъядерный Мир. На протяжении 1989 г. Б. Гребенщиков гастролировал в США и Западной Европе с группой, состоявшей из американских музыкантов. В отсутствие своего лидера А. Романов и М. Васильев организовали собственную группу ТРИЛИСТНИК, с которой много гастролировали, записывались и даже снимались в кино. Состав АКВАРИУМА на протяжении последних лет претерпевал различные изменения: появился и ушел в АДО альтист Иван Воропаев, некоторое время в АКВАРИУМЕ играл флейтист Олег Сакмаров (позднее КЛУБ КАВАЛЕРА ГЛЮКА и ВЫХОД), Ляпин помимо собственных ОПЫТОВ по уходе из АКВАРИУМА играл в ПОПУЛЯРНОЙ МЕХАНИКЕ, где в 1990 г. к нему присоединился и Титов. С некоторой степенью приближения можно считать, что в АКВАРИУМЕ образца 1990 г. играют Гребенщиков, Романов, Васильев, Трощенков, Сергей Березовой (бас), Сергей Щураков (аккордеон) и Андрей Решетин (скрипка). На протяжение всей своей карьеры АКВАРИУМ сотрудничал с кинематографом, песни группы звучали в фильмах "Иванов" (1981, реж. А. Нехорошее, А. Ильховский), "Милый, дорогой, любимый, единственный" (1984, реж. Д. Асанова), "АССА" (1987) и "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1989, реж. С. Соловьёв), "Рок" (1987, реж. А. Учитель), "Долгая дорога домой" (1989, реж. М. Эптид, США).
ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: Б. Гребенщиков и М. Науменко: "Все Братья-сестры" (1978); "Аквариум": "Синий альбом" (1981), "Треугольник" (1981); "Акустика". История "Аквариума", том I (1982); "Электричество". История "Аквариума", том II (1982), "Табу" (1982); "Радио "Африка" (1983); "Ихтиология" (1984); "День серебра" (1984); "Дети декабря" (1985); "Десять стрел" (1986); "Феодализм". История "Аквариума", том hi (1990). Пластинки: "Аквариум" (ВФГ "Мелодия", 1986); "Радио "Африка" (ВФГ "Мелодия", 1988); "Равноденствие (ВФГ "Мелодия", 1988); Борис Гребенщиков. "Радиомолчание" ("CBS", США. 1989); "Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (Двойной альбом. ВФГ "Мелодия". 1990).
|