Михайловский театр в плену у итальянской музыки и итальянских постановщиков. В эти минуты там дают премьеру оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Ее изысканное прочтение предложила петербургским слушателям известный режиссер Лилиана Кавани. Вместе с ней спектакль создавали художник-постановщик Данте Ферретти, работавший с Федерико Феллини и Паоло Пазолини, художник по костюмам Габриэлла Пескуччи – обладательница «Оскара» за костюмы к фильму Мартина Скорсезе «Эпоха невинности», режиссер Марина Бианки. Музыкальным руководителем спектакля выступил Даниэле Рустиони – главный приглашенный дирижер Михайловского театра. Солировать будут итальянские и российские исполнители.
Афиша спектакля «Паяцы» удивит и знатоков кино, и ценителей оперного искусства в первую очередь именем режиссера-постановщика. Лилиана Кавани тридцать пять лет назад сняла признанный киношедевр – фильм «Ночной портье», а теперь с головой ушла в оперу. Перед премьерой она старается подбодрить актеров – в первую очередь Светлану Мончак. В образе прекрасной Недды молодая певица переживет на сцене любовь, предательство и смерть.
Лилиана Кавани еще не слишком хорошо ориентируется в театральном закуисье. В Петербург она приехала всего две недели назад, а спектакль уже готов. Актеры говорят, что Лилиана – особенный режиссер. Она дала им почти полную свободу эмоций и движений, всего лишь наметив мизансцены будущего спектакля. «Если вдруг у меня появляется какая-то новая реакция и она ей нравится, то она с ней соглашается. Когда-то мне сказали что режиссуры не бывает, а есть музыка и воплощение музыки на сцене. Вот Лилиана Кавани – это воплощение музыки на сцене», – говорит Светлана Мончак.
Руджеро Леонковалло написал оперу о ревнивом муже, который, узнав об измене жены, убивает и ее, и соперника. Все начинается с приезда в городок бродячего театра. Эту человеческую трагедию, которая случилась сто пятьдесят лет назад, Лилианна Кавани перенесла в пятидесятые годы двадцатого века – то есть почти в наше время. Впервые эта постановка «Паяцев» была показана на фестивале в Равенне в 1998 году и стала самым актуальным прочтением этой оперы. За десять лет спектакль изменился. «Вначале пел Пласидо Доминго, теперь поет другой актер. Но это два разных человека, два разных темперамента. Это разные люди, и спектакль обретает другую энергетическую линию», – замечает Лилиана Кавани.
Прогон спектакля не менее важен, чем премьера. Еще можно что-то исправить. Реализм – это и творческий метод, и художественный стиль Кавани. Меньше года назад в Михайловском театре она поставила оперу «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Вскоре оба спектакля покажут в один вечер, друг за другом. Поэтому режиссер заранее предопределила их стилистическую близость. «Два в одном» – это пока не слишком привычно для публики и музыкантов, но дирижер Даниэле Рустиони уверен, что выдержат и те, и другие. «Публика, приходит, видит два спектакля вместе и имеет возможность как бы увидеть два зеркальных отражения – то есть одни и те же чувства, одни и те же эмоции преступления, но поданные под разными углами зрения. Публика может себя узнать и идентифицировать в одной и другой ситуации», – считает дирижер.
Как будет звучать на сцене Михайловского театра своеобразный репертуарный дуэт, ценители оперы узнают уже в декабре.
|